В этот день во многих странах мира принято подшучивать над друзьями и коллегами, даже школьники и студенты устраивают розыгрыши своим учителям и преподавателям. Социологическое агентство «Вебер» — проект АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» по исследованию общественного мнения с использованием современных онлайн-инструментов — поделилось мнением жителей России о чувстве юмора и розыгрышах на 1 апреля.
Быть на одной волне с другими
Без чувства юмора жить, конечно, можно, но сложно. Оно не только помогает адаптироваться в новом коллективе, но и легче переносить трудности. У всех оно развито по-разному, и его оценка зачастую субъективна. Однако с помощью опроса удалось выяснить, что 98% россиян считают, что обладают чувством юмора. 94% шутят при общении с другими людьми, а 48% делают это часто.
Респонденты отметили, что у большинства людей (76%), с которыми им приходится взаимодействовать, тоже есть чувство юмора. Сравнивая себя с другими, 58% считают, что их чувство юмора находится на таком же уровне, 27% полагают, что их чувство юмора развито лучше, а 7% — хуже.
Как говорил Михаил Жванецкий, если у вас нет чувства юмора, держите возле себя человека, у которого оно есть. Эти слова подтверждает и статистика: большинству опрошенных важно, чтобы их друзья, коллеги, родственники и партнер в отношениях могли шутить и смеяться над шутками.
Максим Ведерников, руководитель отдела веб-разработки:
Юмор — это один из самых главных способов наладить контакт со знакомыми и незнакомыми людьми. В работе помогает разрядить обстановку и показать, что ты с коллегами на одной волне. В жизни тоже выручает: можно таким образом завязать диалог с незнакомым человеком или просто поднять настроение людям и себе, стоя на кассе или в любой другой очереди. Ну и в отношениях это, безусловно, помогает: как завести новые, так и поддерживать существующие.
А у вас спина белая
1 апреля многие воспринимают как повод подшутить над своими друзьями и коллегами. Однако в современном мире молодежь так делает реже, чем представители старшего поколения. В «Вебер» сообщили, что 79% россиян когда-либо разыгрывали близких или знакомых. 67% респондентов от 18 до 34 лет отметили, что в День смеха никого не разыгрывают, такой же ответ и у 50% людей от 35 до 54 лет. 54% граждан старше 55 лет заявили, что 1 апреля подшучивают над другими.
Некоторые граждане (8%) признались, что их шутки в День смеха приводили к плохим последствиям: недопониманию, обиде со стороны того, над кем пошутили, испорченному имуществу и даже физическим травмам. 57% сообщили, что они действительно обижались на шутки в их сторону, а у 36% никогда такой обиды не было. При этом 55% россиян считают, что шутить над коллегами и разыгрывать их уместно.
Никита Захаров, тимлид направления привлечения персонала:
В школе были шутки из разряда «у тебя спина белая» или кто-то из класса говорил, что уроки отменили. После того, как закончилась школа, 1 апреля никак не воспринимаю: день и день, все как обычно. Однако так случилось, что меня разыграли прямо сегодня. Понедельник — день тяжелый, много задач насыпалось, и тут приходит уведомление из одного из рабочих чатов, что меня удалили из группы. Оказалось, что это обычное сообщение, никто меня не удалял. А я уже был готов писать человеку в личные сообщения, что он такой-сякой, нехороший.
Мемы правят бал
К счастью или к сожалению, но время «Аншлага» и «Кривого зеркала» прошло. В последнее десятилетие основным юмористическим контентом стали мемы — смешные картинки, фотографии, видео в соцсетях. Сейчас их пересылают друг другу не только подростки, молодежь, но и люди старшего поколения. Из-за скорости жизни такой контент быстро проходит стадию актуального и так же быстро появляется новый. Однако в целом мемы и юмористические передачи (теперь уже в интернете) не теряют свою популярность.
Согласно данным «Вебер», подавляющее большинство россиян (96%) отметили, что им нравятся юмористические публикации, в том числе мемы и шуточные видео. 53% смотрят юмористический контент часто, 36% — иногда, 8% — редко.
По мнению большей части опрошенных (58%), на сегодняшний день в интернете юмористического контента достаточно. О его избытке заявляют всего 15% людей — чаще это респонденты от 35 до 44 лет. Юмористические шоу на видеохостингах опрошенные смотрят как минимум раз в неделю. 60% больше предпочитают юмористические онлайн-передачи, а 10% делают выбор в пользу личного посещения шоу.
Константин Жидов, контент-мейкер сети телеграм-каналов:
Мне как человеку, который работает в сфере создания контента, конечно, приходится довольно часто иметь дело с юмором и мемами. По своему опыту могу сказать, что даже в самых тяжелых ситуациях люди так или иначе обращаются к юмору. Он помогает им пережить происходящие события, отвлечься и снять стресс. У разной аудитории популярностью пользуются разные виды юмора. Например, большинство мужчин, как правило, любят черный юмор и шутки ниже пояса. А вот у женщин интерес вызывают какие-то забавные жизненные ситуации, связанные с мужчинами. Многие люди в целом обладают высокой степенью самоиронии, поэтому могут посмеяться над какими-то бытовыми вещами, которые присутствуют в их жизни на постоянной основе.
«Есть три проявления бога на земле: природа, любовь и чувство юмора. Природа помогает жить, любовь — выжить, чувство юмора — пережить», — Михаил Задорнов.
Данные предоставило уникальное в своем роде социологическое агентство «Вебер», сочетающее классический подход с цифровыми технологиями, а в приоритет ставящее людей — с их уникальными взглядами и противоречиями. Изучение общественного мнения проводилось АНО «Диалог Регионы» 20 марта 2024 года в сети методом River Sampling среди 1 200 респондентов старше 18 лет.