На предпремьерном показе картины зал был полон. Фото: Екатерина Железнова, «Краснодарские известия»

Игровое кино

Сразу предупредим: если вы ждете от «Нюрнберга» подробностей самого известного в истории Суда народов, то лучше обратитесь к документальным фильмам, тем более что их немало.

Это лента — игровое кино, в котором значимы образы и эмоции, а не факты. Однако последние здесь не перевраны, что важно, но вплетены в канву художественного вымысла, а потому могут быть «не на своем месте».

Например, в фильме показано, как подсудимым зачитывают приговор о казни через повешение и буквально тут же ведут на эшафот. На самом деле приговор огласили 1 октября 1946 года, казнь же состоялась 16 октября — после того, как суд рассмотрел и отклонил прошения осужденных о помиловании.

О чем же фильм? 

О любви. Главный герой Игорь Волгин — персонаж вымышленный, но значимый для режиссера. Он носит имя его отца, который всю жизнь пытался найти могилу старшего брата Николая, погибшего во время войны где-то в Австрии. Сюжет фильма завязан именно на этой истории. Переводчик Волгин, которого играет Сергей Кемпо, просит свое руководство отправить его из советской военной комендатуры, разместившейся сразу после победы в Берлине, в Нюрнберг, подконтрольный американцам, где идет подготовка к беспрецедентному Международному военному трибуналу. 

Для него это важно, потому что есть вероятность отыскать там потерянного брата или узнать о нем какие-то сведения. Здесь он встречает русскую девушку Лену (Любовь Аксёнова), которую нацисты угнали на работу в Германию. Между молодыми людьми завязываются отношения, но Игорь подозревает ее в предательстве.

Не будем раскрывать всех секретов, скажем только, что в ленте все не те, кем кажутся. Кто друг, кто враг — в этом предстоит разобраться главному герою, а параллельно — помешать оставшимся на свободе нацистским заговорщикам сорвать судебный процесс и освободить главарей Третьего рейха (запрещен в России), а также постараться отыскать своего брата.

Слово зрителям

После просмотра фильма мы спросили его первых зрителей — почетных гостей, что они о нем думают.

Владимир Андрейчев, бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, почетный строитель России:

— Я хочу, чтобы мы не потеряли молодое поколение, чтобы они были умнее, милосерднее и оставались похожи на своих прадедушек и прабабушек. И тогда наша Святая Русь будет жить и не погибнет. Потому что историю нельзя переписывать. Если переписать ее, это означает потерять страну, потерять память. Потому такие фильмы очень важны именно сегодня.

Константин Пуликовский, председатель Совета ветеранов Краснодара, генерал-лейтенант запаса, государственный и общественный деятель:

— Посмотрев фильм, я открыл для себя некоторые факты процесса, о которых не знал: например то, что именно СССР инициировал Суд народов над главарями нацистского режима и нацизмом в целом в то время, как другие страны-победительницы поначалу предлагали казнить их без суда и следствия. Но нам важно было свершить над этими военными преступниками акт правосудия, чтобы никто впоследствии не усомнился в их вине и чтобы весь мир знал, кто виноват в смерти десятков миллионов человек во Второй мировой войне. И еще мы подали мощный сигнал укронацистам и их пособникам на Западе, что их ждет такой же конец — их тоже будут судить.