Весной далекого 2017 года в городе внезапно объявили кастинг на съемки нового фильма. Создателем значился не кто иной, как популярный актер Данила Козловский, прославившийся главными ролями в кинолентах «Викинг», «Экипаж», «Духless» и «Легенда №17». Это был его режиссерский дебют, а потому проект сразу стал запредельно ожидаемым. История повествовала о лучшем игроке футбольной сборной Юрии Столешникове, которому не удается забить решающий гол, после чего его карьера подходит к концу. Однако вскоре он становится тренером провинциальной футбольной команды и приводит ее к успеху. 

Съемки планировалось провести в Краснодаре и Новороссийске. Для массовки набирали всех желающих. Решил и я попытать счастья.

Напоминало осмотр в военкомате

Конечно, не ради того, чтобы засветиться на экране. Кино для меня всегда имело большое значение, и посмотреть на всю эту «кухню» изнутри было очень заманчиво. В итоге я отослал свои данные, но скорого ответа, кажется, не получил и благополучно забыл о фильме.

Но уже летом мне неожиданно позвонили и напомнили про мою заявку на кастинг. А проходил он где-то в закоулках центра, в здании кинокомпании «Югфильм». Признаться, даже когда я увидел табличку на входе, ощущение, что все это может оказаться не более чем пустой тратой времени, меня не покинуло. Уже у двери виднелась очередь молодых людей, тянущаяся на второй этаж.

Ради эксперимента и интереса я решил все же остаться и узнать, чем все закончится для меня – возьмут или не возьмут. Среди собравшихся уже вовсю обсуждалось, кого отбирают в массовку, когда начнутся съемки и сидит ли в кабинете сам Козловский. Спустя час очередную партию в 15-20 человек вместе со мной запустили в зал. За парой столиков сидели незнакомые люди, а учитывая, что все пришедшие были юношами, происходящее отчетливо напомнило осмотр в военкомате. 

«Фанат, оператор, журналист»

Внимательно осмотрев лица, руководитель кастинга прошел вдоль нашей цепочки, иногда останавливаясь: «фанат, фанат, фотограф… фанат, журналист, фанат, оператор». Честно говоря, стало немного обидно, что меня записали в болельщики, в то время как я работал. Что ж, я хотя бы попаду на съемки!

Как оказалось, впереди нас всех ждала долгая неделя ночных съемок на стадионе ФК «Краснодар» – работать весь день на жаре, очевидно, никому не улыбалось. К счастью, в тот момент я был в отпуске, так же поступили некоторые другие статисты. Кто-то решил совмещать работу и ночные смены. Далеко не все смогли приходить каждую ночь, так что в каждую смену состав массовки был разный. Но резкая смена режима все же далась нелегко – дневной сон был тяжким.

«Я буду отличным фотокором!»

Желанную роль мне все же удалось получить. Вечером всех «актеров» собирали по группам, которыми руководили отдельные кураторы. Моим шефом стала очаровательная рыжеволосая Дарья – деловая, но мягкая и дружелюбная девушка. Отведя в сторонку, я убедил ее, что стану отличным фотокором в кадре и грех такому таланту, как я, пропадать в толпе болельщиков. В итоге меня тайком записали в другую категорию. А уже совсем скоро я оказался в коридорах здания, где меня и десяток других будущих коллег повели в отдельную комнату. 

Моим сценическим костюмом стала белая жилетка с надписью PRESS и увесистый фотоаппарат Canon, на котором функционировала лишь съемная вспышка. Жаль, а ведь я надеялся сделать красивые снимки – так сказать, закадровые воспоминания о съемках для команды Козловского. Оставив паспортные данные, мы наконец вышли к полю, освещенному прожекторами. Здесь уже готовили технику и размещали на трибунах фанатов.

Появление Козловского вызвало овации

Житейскими мелочами занимались кураторы. Даже расположение болельщиков имело значение, и вместе с операторами молодые специалисты, используя рации и громкоговорители, направляли как толпы, так и одиночных статистов. Снимать на телефон не разрешалось, но то и дело кто-нибудь украдкой делал кадр. Я же слишком опасался, что меня поймают за таким занятием, и решил не рисковать.

Первое появление Козловского ожидаемо вызвало бурные овации. Режиссер был одет неброско. Забегая вперед, скажу, что определенно этот фильм стал для него настоящим испытанием. Например, Данила как-то сорвался на крик, отбросив ногой коробку рядом с камерой. Этот инцидент произошел прямо в центре стадиона на глазах у всех. Успокоившись, Козловский обернулся к статистам и добродушно заявил, что просто тренируется перед дублем.
Кто-то поверил, кто-то – нет.

На этих съемках я понял, насколько сложна и ответственна режиссерская работа. Хотя бы потому, что каждая сцена сопровождалась огромным количеством дублей. Всегда – минимум пять раз. А финальная сцена с победой команды главного героя прогонялась в разных вариантах несколько десятков раз. Из-за такого подхода смены тянулись долго и… увлекательно. 

Полный стадион дорисовали

Что делал конкретно я? Стоял за ограждением и щелкал вспышкой во время «опасных моментов». Причем между статистами-фотокорами шла незримая и молчаливая борьба за место в пределах наибольшей видимости камеры. Собственно, все как в реальной жизни, только там ловят удачный кадр, а здесь старались, чтобы удачный кадр поймал тебя. Конечно, это было бесполезно, поскольку в большинстве сцен мы все оказались не более чем мелькающими на фоне силуэтами, но все же. 

Мне было приятно наблюдать за атмосферой киноплощадки и тем, как проходит процесс на ней. Оказалось, что для полной заполняемости стадиона не нужно брать тысячи статистов – достаточно пару сотен для близких кадров, а остальных – дорисовали. 

Интересно, как отсняли предысторию фильма, где Столешников вступает в конфликт с фанатами прямо в ходе игры. 

Никаких каскадеров здесь не было, статисты-болельщики и статисты-ОМОН сами вполне натурально толкались и падали, а фотокоры активно подбегали и щелкали камерами, работая в дыму файеров и под крики толпы. Впрочем, этот «замес» оказался лишь репетицией того, что нам предстояло пережить в финале.

Победа команды из Новороссийска в рамках сюжета была одной из самых важных сцен фильма. И потому снимали ее в самых разных ракурсах раз за разом. В фильме зритель видит, как после окончания дополнительного времени весь тренерский состав и фотокоры выбегают на поле под овации трибун. И первый же дубль оказался загублен абсолютно дикой оплошностью.

Опасался оператора на сегвее

Оказалось, что вместе со всей этой толпой на поле выскочили статисты, играющие корреспондентов телевидения – молодые люди в костюмчиках в компании с операторами. Нетрудно догадаться, что в жизни так просто не бывает и выглядит безумно. Не станут же журналисты Первого канала тут же брать комментарии у футболистов, пока те празднуют. Козловский кричал на весь стадион: «Кто их выпустил?!». За этим последовали новые дубли. 

Раз за разом я и мои «коллеги» резво выбегали на поле с тяжелой техникой и «запечатлевали» победителей и проигравших. А когда команда Столешникова собирается вместе, вокруг и вовсе начинается безумное мельтешение. Рядом толкаются другие фотокоры, а по орбите этой группировки на скорости разъезжает оператор на сегвее. Нас всех убедили не смотреть на него – мол, не врежется, но опасения все же были. Приходилось не только отыгрывать роль, но и ежесекундно посматривать по сторонам.

После более чем десятка таких прогонов я был уже весь в поту и с ноющей спиной. Но атмосфера реального матча действительно воодушевляла, а масштаб киносцены заставлял чувствовать себя важной деталью чего-то внушительного. Честно говоря, я старался как мог и натурально искал классные кадры, которые сделал бы, будь я на своей реальной работе. При этом и в объектив оператора тоже иногда старался попасть – ну мало ли, ну вдруг. 

Я попал в кадр!

В итоге, когда фильм вышел в 2018 году, я не нашел себя сразу. Зато при детальном рассмотрении увидел знакомую фигуру в черном. Долго сомневался, я ли это, но когда человечек в кадре знакомо согнулся, чтобы сделать снимок, понял – это я. Все-таки попал в кадр! Из всех статистов лишь у меня были привычные для фотокорреспондента повадки, поскольку все остальные были из других сфер деятельности. Возможно, меня заметно и в других сценах, у ворот, но для меня это неважно. 

Пережитый опыт стал одним из самых приятных воспоминаний в моей жизни. Данила хоть и был требовательным и педантичным, но к членам команды, даже малознакомым, относился, как к хорошим приятелям. На память о фильме он сделал групповое фото со всеми статистами-фотокорами. Конечно, впоследствии я разнес его проект в рецензии для интернет-портала – все-таки предельно вторичный сюжет и местами странный кастинг и монтаж, на мой взгляд, сильно тянули фильм вниз. Но там есть и отличные драматичные моменты. Для первого раза Козловскому очень хорошо удалось справиться с режиссурой. 

Между прочим, именно его голос звучит в новом документальном проекте клуба «Краснодар». Вполне возможно, что он вернется на Кубань для съемок нового фильма, ведь на днях край представил сайт для кинопроизводителей, где есть вся информация о льготах и локациях.