Два года не менялся

По словам директора  городского департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимира Архипова, стоимость проезда на трамваях, троллейбусах и муниципальных автобусах с 12 мая возрастет с 28 до 30 рублей.

– Повышение составит порядка 7%, о чем вышло постановление администрации Краснодара, которое было обосновано городским управлением цен и тарифов. Более 55%  затрат в тарифе – это фонд оплаты труда и социальные выплаты. Кроме того это расходы на электроэнергию, на техническое обслуживание, ГСМ и прочие хозяйственные нужды,
– отметил Владимир Архипов.

Он также напомнил, что последний раз тарифы на предприятии менялись в июне 2019 года.

Кстати, коммерческие перевозчики стали повышать свой тариф уже с декабря и продолжают делать по сей день – и тоже до 30 рублей.

Свою роль в росте тарифов сыграла инфляция: на материалы, услуги, электроэнергию.

Люди уходят – вот главное

Во всех деталях о причинах повышения рассказал главный инженер МУП «КТТУ» Геннадий Фролов.

Он начал с того, что  в  2020 году на 29% упал пассажиропоток. Доходы МУП «КТТУ» в сравнении с 2019 годом уменьшились на 774 млн. рублей. Правда, при этом снизились и расходы – но значительно меньше, всего на 235 млн. рублей. А в сравнении с первым кварталом этого года с тем же периодом 2019 года пассажиропоток снижен на 17% – его не смогли восстановить.

По словам главного инженера, из-за падения выручки и пассажиропотока уменьшилась и зарплата транспортников.  В среднем за 2020 год она составила 27,5 тыс. руб., это на 10%  меньше, чем в предыдущем году. Причем у водителей она снизилась на 12%, у кондукторов – на 15%. Сегодня это 32, 5тыс руб. и 22,5 тыс. руб. соответственно.

За 2020 год численность персонала уменьшилась на 139 человек, только за первый квартал 2021 года – на 62 человека, то есть работники продолжают уходить.

На предприятии сегодня не хватает 296 водителей, 487 или трети, кондукторов, 107 рабочих. При такой нехватке кадров возникает угроза для бесперебойного выхода транспорта на маршруты и перевозки пассажиров.

Себестоимость перевозки одного пассажира в 2020 году составила 32 рубля 95 копеек, правда, в четвертом квартале прошлого года, когда ограничительные меры ослабли, себестоимость составила 30 рублей 25 копеек. Именно к такому обоснованному тарифу и стремится сейчас предприятие.

И тогда, при двухрублевом повышении платы за проезд, зарплату в КТТУ смогут поднять на 4, 9%. Это повышение запланировано уже с 1 июня этого года.

Главный инженер обратил внимание и на то, что обучить слесаря по ремонту подвижного состава, как и найти такого квалифицированного специалиста, очень непросто, долго – а они тоже уходят, так как за тот же объем работы находят больший заработок. Это серьезнейшая проблема, которая тоже встала сегодня перед предприятием. А кондукторам из-за нехватки приходиться работать в две смены, чтобы составы своевременно выходили на линии.

Нельзя допустить банкротства

– Тем не менее, в прошлом году предприятие сработало без кредиторской задолженности, однако если не повышать тариф, то к концу года, по прогнозным данным, задолженность может достигнуть 200 млн. руб.,
– отметил Геннадий Фролов.

А это может привести к блокировке расчетных счетов предприятия, росту штрафов и пеней за несвоевременную оплату налогов и взносов, за неисполнение договорных обязательств перед поставщиками.

Заместитель начальника управления цен и тарифов Евгений Романков добавил, что тариф, который предлагают ввести для предприятия, не соответствует даже рекомендациям Минтранса РФ – по ним он должен быть выше.

А Владимир Архипов особо подчеркнул:

– Все льготы по перевозке пассажиров, как муниципальные, так и региональные, будут сохранены.

Отвечая на вопросы журналистов, Владимир Архипов рассказал, почему реклама на транспорте не спасет финансовое положение предприятия – доходы от нее незначительны, да и внешний вид  новых вагонов иной раз портит.

Вряд ли удастся и использовать доходы от платных парковок – это другая статья расходов, и нарушает бюджетное законодательство.

Спросили о повременной оплате: такая система применяется за рубежом, почему бы не внедрить у нас?

 

Владимир Архипов пояснил, что для введения повременного тарифа и сам транспорт должен работать как часы, гарантируя своевременные перевозки при пересадках.

 – Чтобы сделать это мы должны  обеспечить четкое соблюдение графика на всех маршрутах движения. А это возможно лишь тогда, приоритет общественного транспорта будет соблюдаться абсолютно. Это и выделенные полосы, и светофорное регулирование, обеспечивающее первоначальный проезд общественному транспорту. Тогда по ул. Калинина, например, можно будет запустить скоростной трамвай. Над всем этим наш департамент сегодня активно работает,
– объяснил Владимир Архипов

Председатель городской Думы Краснодара Вера Галушко:

 – Вопрос о повышении тарифа за проезд на муниципальном транспорте неоднократно  обсуждался с депутатами. И абсолютное большинство парламентариев поддержали необходимость  принятия главой города этой непопулярной, но вынужденной меры.

Председатель комитета по промышленности, транспорту, связи и охране окружающей среды городской Думы Краснодара Людмилы Головченко:

– Вопрос повышения тарифа бсуждался втом числе и на заседании профильного комитета. ПАНдемия сказалась отрицательно на работе многих предприятий, в их числе и КТТУ. Сегодня оно работает с убытками, его необходимо поддержать.  Иначе мы поставим под угрозу не только благополучие четырех тысяч работников КТТУ, но и качество оказания транспортных услуг горожанам.

Алексей Бердников, заместитель председатель комитета по промышленности, транспорту, связи и охране окружающей среды городской Думы Краснодара:

– Я сам пользуюсь общественным транспортом, вникаю в его развитие. Решение это мы обсуждали почти три месяца и пришли к выводу, что назрела ситуация, когда просто необходимо поднять плату за проезд на эти два рубля. Иначе это приведет к росту кредиторской задолженности, невозможности в должном  количестве выводить составы на линию. Хорошо б, конечно, чтобы наш общественный транспорт был бесплатным, чтобы муниципалитет компенсировать все его затраты – но, к сожалению, сегодня городской бюджет не имеет такой возможности. Это вынужденная непопулярная мера, без которой мы просто не можем сегодня обойтись.

Цифры и факты

Рост тарифов на электроэнергию в 2021 году к 2019 году составил 7%, запасные части и материалы – 15%, шины – 15%, арматура 20%.

МУП «КТТУ» – социально значимое предприятие,  от общего объема перевозок 22,4% составляют льготные пассажиры, за что получает компенсацию выпадающихдоходов:

  • из местного бюджета в 2020 году – 70, 501 млн руб.,
  • из регионального бюджета – 295,9 млн руб.

За 1 квартал 2021 г. перевезено 23,3 млн пассажиров, что на 17% меньше базового докризисного уровня 1 квартала 2019 года, т.е. пассажиропоток на сегодняшний день не восстановился, предприятие продолжает работать в убыток.

При повышении тарифа сохраняются все льготы – как муниципальные, так и региональные.