В начале XIX века Великобританию захлестнули инновации в области промышленности, которые затем поглотили Европу и Америку. Машины настолько упростили и облегчили работу, что стало возможным заменить труд огромного количества людей. 

Это привело к падению заработной платы. Машинное производство повлекло разорение многих ремесленников. Ставшие безработными начали разрушать ненавистную им технику, жгли фабрики и фабричные склады. Особенно знаменитым было движение 1811-1816 годов, известное под названием луддитского.

В 2018 году исследователи Всемирного экономического форума заявили, что к 2025 году половина рабочих мест будет занята роботами. Уже на тот момент машины выполняли треть рабочих задач. Результаты были основаны на данных различных компаний по всему миру, владеющих 70% глобального производства.

Ждет ли мир новая революция и кризис рабочих мест? Давайте разберемся в этом, изучив профессии, в которых роботизация уже делает первые шаги.

Грузчики

Совсем недавно, в марте, известная компания Boston Dynamics представила новую машину Stretch. Робот на квадратной колесной платформе призван легко и быстро перемещать груз на складе. Машина отслеживает обстановку с помощью камер и датчиков, размещенных на «мачте восприятия». 

А ее мощный манипулятор с семью степенями свободы и массивом пневматических присосок в качестве захвата может поднимать коробки массой до 23 кг. Развитая система машинного зрения и навигации позволяет «грузчику» работать в минимально адаптированном для этого складском помещении. Его можно использовать даже в кузове фуры или узком коридоре. 

Плюсы: не пьет, не прогуливает, не спорит с начальством, быстро и аккуратно работает.

Минусы: дорого стоит, дорого ремонтировать, могут украсть, плохой собеседник.

Таксисты

Локомотивом сферы беспилотного авто по праву является компания Илона Маска Tesla. В январе этого года владелец третьей модели провел эксперимент, проехав из Сан-Франциско до Лос-Анджелеса и обратно на автопилоте. В черте населенных пунктов автомобиль двигался под управлением бета-версии функции Full Self-Driving, а по трассе ехал в режиме Autopilot. Владельцу пришлось брать на себя управление в общей сумме всего на пять минут за все 12 часов поездки. 

А в декабре 2020 года компания AutoX (не без долгого бодания с местными властями) выпустила на улицы китайского Шэньчжэнь два с половиной десятка беспилотных такси без страхующего водителя или дистанционного контроля. Конечно, пассажиров пока туда брать не разрешают – все-таки эксперимент (исключение сделали для записи промо). Но это очень серьезный шаг – очевидно, что уже в нынешнем десятилетии мегаполисы могут внедрить на дороги такси без водителей.

Плюсы: «водитель» не курит, не болтает о политике, не внушает опасения за жизнь.

Минусы: доверить жизнь машине пока страшновато; «водитель» не спешит нарушить ПДД, когда опаздываешь и просишь побыстрее; не с кем поспорить о курсе доллара/евро.

Солдаты

На самом деле разнообразие роботов в этой сфере уже настолько большое, что трудно отметить что-то одно. Огромное число продвинутой техники сегодня позволяет минимально задействовать человеческие единицы на поле боя. К примеру, вооруженные беспилотные дроны – как наземные, так и летательные. 

В марте стало известно, что российские инженеры планируют создать ударный беспилотник, способный управлять другими ударными беспилотниками. Тогда же появилась информация, что американская компания L3Harris спроектирует беспилотный корабль по заказу легендарного агентства по научным разработкам DARPA.

В январе эстонская компания Milrem Robotics приступила к тестам прототипа своей беспилотной гусеничной наземной платформы Type-X (мини-танк). А в декабре 2020 года Китай провел летные испытания своего первого беспилотного палубного вертолета, предназначенного для разведки. 

Военные пилоты – вообще самая уязвимая профессия в рамках нашей статьи. Еще в далеком 2016 году система управления боевыми беспилотниками ALPHA победила живого летчика в 100% имитаций воздушной схватки. На земле же без живой силы пока не обойтись, особенно когда дело касается работы с мирным населением. Но и тут у человека есть ряд механических помощников: робопсы от тех же Boston Dynamics (к примеру, «хороший мальчик» Spot) и экзоскелеты. 

Плюсы: минимум потерь среди людей-солдат, удобство в использовании, безопасность.

Минусы: зависимость от спутников, уязвимость к хакерским атакам, дорого.

Курьеры

Все мы видели самоотверженность людей в зеленых и желтых куртках, во время пандемии снабжающих людей на самоизоляции. В дождь, снегопад и ветер курьеры доставляют товары и еду к порогу любого дома. Но и эта профессия может кануть в Лету со временем. Снова вернемся в 2016 год. Именно тогда компания Starship Technologies запустила в Англии, Германии и Швейцарии маленьких робокурьеров. 

Малыши полностью автономны, но в любой момент управление может перехватить оператор. На месте клиенту нужно лишь ввести код, и крышка робота откроется, чтобы человек смог забрать посылку. Необычный работник двигается со скоростью до 16 км/ч и способен ездить на расстояние 3-5 км от рабочей станции. И они до сих пор успешно рассекают по улицам европейских столиц.

Увы, летающие дроны-курьеры были признаны неэффективными и небезопасными. Вся идея закончилась на концептах и неудачных презентациях (помянем беспилотника Почты России, смачно разбившегося о стену дома в 2018 году). Тем не менее их наземные коллеги вполне действенны. Очевидно, что здесь есть куда развиваться и скоро мы узнаем о новых концептах.

Плюсы: никаких «алло, я немного забудился», еда не помятая, отличный вариант для интровертов и социофобов.

Минусы: могут украсть по дороге, может не проехать по российским дорогам, не поднимется на нужный этаж.

Врачи

Медицина всегда находилась в арьергарде технологического развития человечества. И тому есть недавние, весьма яркие примеры. В 2019 году группой ученых был  разработан роботизированный катетер, умеющий самостоятельно добираться до нужного сердечного клапана и проводить необходимую операцию благодаря алгоритмам машинного обучения. 

ИИ заранее научили различать кровь, а также ткани стенки сердечного желудочка и аортального клапана. А еще датчик анализировал силу давления катетера на клапан, чтобы тот не повредил бьющееся сердце.

В феврале 2020 года нидерландская компания MicroSure разработала роботизированную систему MUSA для реконструктивной микрохирургии – операций по восстановлению утраченных тканей. Используя ее, врачи могут восстанавливать капилляры диаметром до 0,3-0,8 миллиметра быстрее, легче и качественнее.

А в марте этого года было одобрено использование нового хирургического робота Hominis от компании Memic. Изобретение позволяет проводить гистерэктомию и оофорэктомию – операцию по удалению матки или яичников. Так что уже сейчас можно сказать, что как минимум хирургам скоро придется потесниться с робоколлегами. Не говоря уже о нынешних интеллектуальных системах, позволяющих терапевтам лучше диагностировать болезни.

Плюсы: за жизнь пациента уже спокойнее.

Минусы: роботы не принимают шоколадки и денежку. 

Юристы

Ни для кого не секрет, что это одна из перенасыщенных кадрами сфер в развитых и развивающихся странах. На деле работа многих начинающих специалистов здесь завязана на куче бумажной возни, которая больше требует терпения, нежели квалификации. 

Первым решить проблему вызвалось в 2019 году Министерство юстиции Эстонии. Ведомство официально обратилось к главному специалисту по сбору данных Отто Велсбергу с просьбой создать «судью-робота», который бы занимался рассмотрением споров по мелким делам.  

По задумке это значительно снизит нагрузку на государственный аппарат – у людей будет больше времени для решения важных вопросов. Планировалось, что тесты начнутся в 2020 году, но из-за пандемии пока не очень ясно, какова сейчас ситуация. Так или иначе, задумка претенциозная и вполне может распространиться на чиновников низшего уровня и офисных сотрудников.

Плюсы: молодые юристы избавятся от скучной рабочей нагрузки, меньше ошибок в документации из-за человеческого фактора.

Минусы: молодых юристов заставят чаще приносить кофе, искусственному интеллекту не свойственна человечность (некоторые дела все-таки стоят детального рассмотрения).

Продавцы

В 2018 году компания Amazon открыла первый магазин без продавцов в мини-формате. Здесь за посетителями следят камеры, а покупки можно складывать сразу в сумку. Чтобы зайти в торговый зал, нужно открыть специальное приложение и приложить смартфон к турникету. На выходе автоматически выставляется счет.

В мае прошлого года Сбербанк, Visa и «Азбука вкуса» тоже начали тестировать магазин без продавцов и касс. Деньги с карты списываются через мобильное приложение, а за покупателями следит система компьютерного зрения. Осенью того же года компания X5 Retail Group объявила об открытии аналогичного розничного магазина сети «Пятерочка».

Плюсы: не нужно сканировать каждый товар по отдельности, никаких очередей, никаких «Галя, отмена!».

Минусы: технология долго окупается; покупатель может унести товар, не заплатив.