Интернет: угроза и возможности

Модератор дискуссии заместитель главного редактора «КИ» Игорь Коломийцев привел две цитаты: одну Владимира Путина, а другую папы Римского.

Путин: «Интернет уже проник во все сферы нашей жизни, и по большому счету он должен все-таки подчиняться даже не просто формальным законам, юридическим правилам, но и моральным законам общества, в котором мы живем. Иначе это общество будет разрушаться изнутри. Интернет используется для вовлечения несовершеннолетних в незаконные акции, с целью распространения наркотиков и доведения детей до суицида».

Франциск: «Интернет есть дар Божий. Он предоставляет нам поистине безграничные возможности для человеческого единения и проявления солидарности».

На фото: Игорь Коломийцев и Ирина Груба

Так как же политики должны реагировать на интернет, как им пользоваться?

Политтехнолог Сергей Строганов выступил с презентацией, которая демонстрирует, почему политики сегодня просто не смогут обойтись без возможностей интернета. В России 85% граждан пользуются интернетом, в городах – до 90%. 99 млн человек имеют 120 млн аккаунтов, пользуются ими через 228 млн устройств. Один человек владеет как минимум двумя устройствами. И проводит в интернете около 8 часов в день.

На фото: Сергей Строганов, политтехнолог

Сегодня обычный человек стал микроблогером со своей микроаудиторией. Какие в этом вызовы для публичной политики?

Во-первых, цифровая среда развивается быстрее, чем адаптируется к ней отдельный руководитель. Во-вторых, отсутствует корректная система мониторинга. Даже самые продвинутые системы (Prizma и Incident) видят только паблики, введенные в них вручную. Сергей вспомнил свой опыт проведения мониторинга во время избирательной кампании-2019-2020: пришлось использовать сразу 5 программ.

Готовы ли представители власти стать блогерами, быть по-настоящему открытыми, а не останавливаться на технологиях коммуникаций с гражданами 20-летней давности? Как выяснилось в ходе дискуссии, сегодняшнее интернет-пространство — это вызовы не только для власти, но и для оппозиции. Какие?

На фото: Антон Смертин, вице-мэр Краснодара

Вице-мэр Краснодара Антон Смертин привел такое сравнение:

– Обсуждение темы интернета и политиков напоминает мне то время, когда первые рыбы вышли на сушу, а подводное царство с удивлением смотрело на них и гадало, как они там без ласт существуют. Нет интернета как отдельной среды, это часть нашей жизни, а не отдельная, существующая сама по себе тусовка.

Нужно ли министру ЖКХ вести личный блог?

Политолог Наталья Юрченко:

– Требования, которые предъявляет сейчас интернет-пространство, – это и медийность, и скорость реакции. Например, умение быстро дезавуировать провокационные заявления.

Но если политик погрузится в интернет, останется ли у него время для всей остальной работы? Ведь интернет-пространство огромно, в нем много своих сегментов. В этой связи Наталья Юрченко задалась вопросом: всем ли политикам нужно полностью становиться медийными? Вести свои страницы в соцсетях лично или нанимать для этого специальных людей?

На фото: Наталья Юрченко, политолог

Игорь Коломийцев предложил расширить понятие, кто такой политик:

– Это не только первые лица, депутаты, чиновники, оппозиция. Лично я политиками считаю всех, кто формирует общественное мнение.

Депутат городской Думы Александр Сафронов отметил:

– Есть руководители, которые прекрасно понимают, что без присутствия в цифровой среде сегодня никак. Ведь если мы не идем в интернет, то теряем коммуникацию с огромным количеством людей. Но еще встречаются те, кто видит в интернете лишь угрозу. Наша муниципальная власть здесь в тренде и активно выстраивает коммуникации в цифровой среде.
На фото: Александр Сафронов, политик, вице-спикер городской Думы

А всем ли нужно становиться блогерами? Человек в руководящем кресле должен работать – у него много обязанностей перед людьми, – а не контент для своего аккаунта создавать. К тому же многие чиновники по смыслу своей работы и не обязаны быть публичными политиками. Но если у руководителя нет знаний в цифровой среде, на самом деле достаточно, чтобы он понял: в современном мире там присутствовать необходимо, и нанял тех, кто является специалистом и станет этим заниматься, с этим согласились многие участники дискуссии.

Игорь Коломийцев считает, что следует отличать руководителей от публичных политиков:

– Не все чиновники обязаны быть публичными политиками. Президент, губернаторы, мэры, депутаты — публичные политики по сути. Но есть в структурах власти чиновники, отвечающие за ЖКХ. Знаю многих достаточно компетентных руководителей, но они никогда не погрузятся в цифровую среду, не станут публичными политиками, но продолжат профессионально заниматься своим делом в органах власти. А вот оставаться именно публичным политиком, не будучи фигурой в интернете, сегодня уже невозможно.

Не секрет, что многие политики ведут свои аккаунты не лично –
на них работают пиар-службы. И участники дискуссии не видят в этом ничего зазорного. Специальные службы полностью погружены в цифровую среду. Благодаря этому, к примеру, департамент информационной политики администрации города все время видит, чем живут краснодарцы, какие вопросы их волнуют, что они обсуждают.

Фото: Дарья Паращенко, «КИ»

Но если политик считает необходимым вести свой аккаунт лично, здесь еще важен и выбор ресурса. Например, для мэра Краснодара Евгения Первышова таким ресурсом стал его личный Телеграм-канал, посредством которого глава города рассказывает краснодарцам о том, как решаются наболевшие проблемы, какие проекты реализуются в городе, и иногда делится личным.

Вот свежий пример: вчерашнее снежное утро, городские службы в повышенной готовности. Мэр поделился: «Перезимуем и эту весну».

Сегодня, когда мы говорим о политике и интернете, то речь уже не столько об имидже, а о новой цифровой культуре, об отношениях власти и общества через интернет, посредством цифровой среды.

Например, привычный официальный регламент ответов органов власти на обращения граждан, как отметили участники дискуссии, совсем не подходит для современной цифровой среды: 5 дней ответа сейчас никто ждать не будет. Либо автор обращения переключится на другие темы, или такая пауза породит немало новых критических постов.

Александр Сафронов отметил:

– Политики сами приучили людей, что реагирует чуть ли не на каждый пост в соцсетях. Но ведь это не официальное обращение. Отвечать на него есть право, но не обязанность.

В то же время на ресурсах органов власти есть официальная «обратная связь». Здесь четкий регламент, и любое обращение обязательно берется в работу.

Александр Сафронов привел пример, как отделили официальные сообщения от личных в приемной одного из депутатов Государственной Думы. Раньше люди отправляли все обращения исключительно на личную электронную почту депутата. Но потом появилась официальная электронная почта Госдумы. И именно сюда жители посылают обращения, каждое из которых носит уже официальный характер. И здесь действует свой официальный регламент, как отвечать.

«Громче, дольше, честнее»?

Молодой политик Сергей Кусмаков предложил свой рецепт, как привлечь к себе внимание в современном интернете:

– Интернет – это борьба за внимание. С 1995 года количество сайтов увеличилось кратно: сейчас их 2 млрд. При этом процент уникального контента упал. Для политика в интернете, чтобы быть услышанным, действует правило «трех кричать»: громче, больше и честнее. Потому что интернет сегодня – это городская площадь 100 лет назад, где тоже слышали того, кто кричал честнее, громче и дольше.

Вести публичную политику, избирательную кампанию без интернета сегодня невозможно.

На фото: Сергей Кусмаков, политик

Политолог Наталья Юрченко напомнила, что сегодня присутствие в интернете – это не личный выбор, а новый навык, который в обязательном порядке требуется от политиков.

Сергей Воскобойников, политик:

– Меня задело в речи докладчика, сколько времени мы проводим в интернете. Это страшно, это наркотик. Люди перестают общаться лично. Особенно дети и молодежь – подростки больше времени проводят в гаджете, чем во дворе. Я активный пользователь Facebook, понятно, что это нужно для политики. Но ведь это инструмент в чьих-то руках.
На фото: Сергей Воскоробойников, политик

Социолог Ольга Малахова обратила внимание на такую особенность:

– Хотя интернет – это только инструмент, с помощью которого люди взаимодействуют, они наделяют его своими личными качествами.
На фото: Ольга Малахова, социолог

Отсюда и страхи некоторых политиков перед аудиторией в цифровой среде. Они – те же, что и в жизни. В цифровом пространстве этот страх сразу ощущается другими. Вот в такой ситуации, по мнению эксперта, совершенно точно политику лучше доверить свой ресурс в интернете профессионалам. Игорь Коломийцев возразил:

– В отношении чиновников, работающих в органах исполнительной власти, я согласен. Но если человек собирается заниматься политикой и бороться за власть в публичном пространстве, он должен вести свои аккаунты в интернете сам.

Без согласия не «учиним добро»

Наталья Юрченко предложила задуматься:

– Если у меня есть конкретный проект, который способен улучшить жизнь большому количеству людей, но я не способна преподнести его в цифровой среде, может, лучше поручить это профессионалам? Но рассказать об этом в интернете важно: «Если имеется значимый проект, хочешь найти союзников, значит, об этом проекте нужно рассказать в интернете».

Игорь Коломийцев с этим согласен, но возразил, что можно поручить продвигать проект другому. Модератор дискуссии считает, что, во-первых, «если вы не умеете его продвигать, может, вам нечего делать в политике?» Кроме того, цифровая среда станет еще и лакмусом полезности именно этого проекта. Возможно, в ответной дискуссии найдутся другие, более эффективные, или изначальный проект обрастет важными для реализации деталями.

Интернет приближает политика к населению, на это обратил внимание политтехнолог Никита Изюмов:

– Те политики, которые не пользуются возможностями интернета либо самостоятельно, либо с привлечением специалистов, со временем станут все больше уступать тем, кто к ним прибегает. А те, кто пользуется не сам, уступят тем, кто присутствует в интернете лично. Уже сегодня многократно возрос запрос общества на личное участие в политике. Люди не дадут политикам даже «учинить добро», если они против этого «добра», и такие вещи нужно чувствовать. Поэтому тот, кто найдет время и возможность писать посты лично, будет выигрывать конкуренцию.
На фото: Никита Изюмов, политтехнолог

Член движения «Городские решения» Мирослав Валькович назвал два вызова для оппозиции:

– Первый – это сегментация, скорлупа, в которой они замкнулись, каждый в своем сообществе. Стоило создать общий чат, где попытались объединить все оппозиционные силы, – и сразу стало видно: каждая из этих групп живет только в своей плоскости. Вторая опасность для оппозиции, особенно для молодых политиков, состоит в том, что многие из них считают, что выборы можно выиграть только за счет активности в интернете. Но без реальной работы в поле, с избирателями, еще никто не выиграл ни одной кампании.
На фото: Мирослав Валькович, движение «Городские решения»

Без офлайн нет онлайн!

Ольга Малахова считает, что сегментация – «это вопрос социальной психологии. Люди психологически выбирают тех, кто им близок. Если им некомфортно друг с другом, как их ни объединяй, все равно поругаются».

Антон Смертин напомнил: еще и «сами соцсети сегментируют своих пользователей. Искусственный интеллект тоже формирует твою ленту. У каждого из нас разный Facebook».

Интернет тоже становится другим

Но ведь не только интернет изменил политическую среду. Не просто отдельные политики, а политика как отрасль пришла в интернет и тоже его меняет. Если раньше мы в интернете читали статьи и новости на политические темы, реагировали на посты, а потом переходили на другие сайты, чтобы заказать что-то на «АлиЭкспресс», вызвать такси или зарезервировать столик в кафе. Сегодня цифровая среда не просто отражает политическую жизнь – в цифровой среде политика еще и делается. Например, это возможность принять участие в предварительном голосовании политических партий и тем самым повлиять, кого они выдвинут кандидатами на выборы. А в ряде регионов – пока они единичны – через смартфон можно и на основных выборах проголосовать. По прогнозам, через три года электронное дистанционное голосование будет проводиться повсеместно, и выбирать власть мы сможем путем клика со смартфона.

Помимо выборов органов власти, популярными стали, к примеру, «зеленые выборы» – когда граждане голосуют за скверы и парки для последующего благоустройства. В этом году они пройдут исключительно онлайн. Голосование шло и по проекту реконструкции кинотеатра «Аврора».

Это технологическая сторона. Но есть и другая. Те же посты в соцсетях, собирая множество сторонников, сегодня влияют на решения органов власти. И часто их меняют (примеров много в нашем городе).

Власть видит реакцию народа и понимает, что решение нужно изменить.

Игорь Коломийцев привел пример, как бывший Президент США Дональд Трамп, которому, к слову, Игорь не симпатизирует, но отдает должное, реанимировал политическое пространство Твиттера – соцсети, уже терявшей, было, популярность:

– Мы помним, как бывший президент одной большой страны ввел так называемую Твиттер-дипломатию, его аккаунт имел до 70 млн подписчиков. Его сообщения повышали популярность самой сети. Сейчас он уже бывший президент, но остается крупным политиком, в том числе и благодаря «Твиттер-активности».

За последние пять лет страшно изменился сам интернет. Фейсбук раньше был элитным клубом, сейчас же он отображает все общество, как оно есть. В нем – весь спектр.

Но при этом люди сегментируются в интернете. До этого был общий национальный культурный код. Сейчас тенденция общечеловеческая.

Возьмем американские выборы. Были они честными или фальсифицированными? Каждая часть общества верит либо в то, либо в другое, и в своем сегменте каждая находит подтверждение тому, во что верит. Другая часть, в другом сегменте, видит ситуацию по-другому.

Игорь Коломийцев объясняет это так:

– Есть мыслители, которые утверждают, что мы живем в мире постправды. И сегодня правда – это то, во что поверили люди.

Александр Ковальский, политтехнолог:

– Совершенно верно, что важна социальная психология. Допустим, у меня 1500 друзей, еще столько же подписчиков. И каждый из нас наше коллективное мнение воспринимает как правду для всех.
На фото: Александр Ковальский, политтехнолог

В одном ритме с городским сообществом

Молодой политик Никита Сиразетдинов считает, что цифровая среда определенно дает политикам хорошие возможности побороть отчуждение населения от политики.

– Летом прошлого года во время выборной кампании часто слышал такое мнение: «От нас ничего не зависит». Но на самом деле каждый человек может быть вовлечен в политику, если политики создадут удобный инструмент, – убежден Никита Сиразетдинов.
На фото: Никита Сиразетдинов, политик

Партии в будущем станут представлять интересы местных сообществ, и для этого нужно быть с ними в одном ритме, а «оптикой» выступают соцсети. Сообщества сегодня активно меняют мир, рождают и запускают тренды, которые потом подхватывают бизнес и государство. По сути, сообщества – это группы гражданской активности. Сложилась странная ситуация: именно эти люди по факту вовлечены в развитие социального пространства, но не имеют своего представительства в политическом.

Как уменьшается отчуждение человека от политики? Первым шагом может быть его вовлечение в политику через соцсети: они не только позволяют собрать большие группы, но это та информационная среда, где сообщества координируют действия и вырабатывают решения. Распространение интернета и сетевой коммуникации позволяет решать те вопросы, на которые раньше не находили ответа.

Политики, способные создать подобный инструмент в соцсетях, получат конкурентное преимущество.

Антон Смертин:

– Динозавры тоже думали, что они замечательные и выживут, и им не нужны были дополнительные уровни коммуникации: они считали, что можно не меняться, но Землю унаследовали молодые, которые обладали другими возможностями коммуникаций.

Если сегодня хочешь работать в политике и доносить идеи обществу, нельзя не использовать интернет как трибуну, а еще как место для анализа и социологии.

Александр Ковальский:

– Мое мнение: дрова нужно собирать самому. Политик должен обязательно присутствовать в интернете. Как именно, это уже отдельная тема.