За что и как

Логично предположить, что многие будущие водители желают получить водительское удостоверение с категорией «В Автомат» и сдавать экзамен сразу на машине с двумя педалями. Законодательством у нас предусмотрена такая возможность, но сделать это, исходя из опыта краснодарцев, оказалось ох как непросто. В соцсетях обсуждают вопрос: «Почему в МРЭО нет возможности сдать экзамен на машине с АКПП?» 

Сегодня всех желающих отправляют на автодром только одной краснодарской школы, где его принимают раз в неделю, по пятницам, и за дополнительную плату – 1500 рублей «за аренду авто для экзамена». Хотя люди, сдающие экзамен на механике в МРЭО, никаких дополнительных денег, кроме соответствующей пошлины, не платят.

«В городе-миллионнике это абсурд!» – восклицает автор поста в интернет-паблике «Туподар» – и получает шквал комментариев как в поддержку, так и против. 

«Какие претензии к авто-школе? Это частная организация, которая просто имеет техническую возможность принимать такие экзамены. А за это нужно платить», – отвечает ей мужчина. 

«В ГИБДД нет автомобилей с АКПП. Я сдавала на этом автодроме экзамен в прошлую пятницу. Все нормально, никто меня не валил. Безусловно, автошкола создала условия для своих учеников, ну и молодцы. А вот почему МРЭО не предоставляет альтернативы – вопрос хороший», – пишет другая автомобилистка.

Как оказалось, проблема общероссийская. И в Краснодаре дела обстоят гораздо лучше, чем во многих других регионах.

Что почем

За разъяснением ситуации мы обратились в краевую ГИБДД.

– Использование учебно-материальной базы образовательной организации в проведении экзамена допускается (в соответствии с требованиями Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений), но, конечно, при наличии соответствующих условий, – рассказал «КИ» Николай Ломакин, зам. начальника МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю по экзаменационной службе.

Впрочем, этот экзамен и раньше всегда принимался с использованием материальной базы автошкол. Когда-то давно он даже входил в программу подготовки школ и шел сразу после выпускных зачетов. Это позже стал отдельной процедурой. 

Так что ГИБДД сегодня имеет экзаменаторов, но не автодромы и машины (грузовики, автобусы, мотоциклы, прицепы). И такая ситуация – по всей России. И наличие у Краснодарской автоинспекции автодрома и своей техники (на категорию В с механикой) – исключительный случай.

Как рассказал директор одной из кубанских автошкол, формат проведения этого экзамена единый для всей России. Учебное заведение проходит обследование и получает заключение на соответствие материально-технической базе. Экзаменатор в оговоренный день (согласно графику проведения экзаменов в МРЭО №1 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю, это пятница) приходит в школу, осматривает автодром и автомобиль и начинает экзамен.

При желании учеников из других учреждений принять участие в экзамене им могут предоставить автодром и машину, но так как эта школа – коммерческая организация, то, конечно, не бесплатно.

Закономерен другой вопрос: почему только одна компания получила такое заключение? Где конкуренция, где ценовые варианты? Мы обратились с этим вопросом в УФАС, но там нам ответили, что жалоб от возможных конкурентов к ним не поступало.

Кстати

По данным МРЭО ГИБДД по Краснодарскому краю в крайцентре ежемесячно на машинах с механической коробкой передач проводится 1300 экзаменов, тогда как с использованием АКПП только 250. Там же нам и объяснили, что, даже предполагая сесть за руль машины с АКПП, люди в основном предпочитают получать права категории «В механика». Такое водительское удостоверение дает им возможность выбора и не ограничивает управление только автоматом.