Чудо техники

– Это первый советский реактивный пассажирский самолет, очень красивый, а главное, надежный. Настоящее по тем временам чудо техники, – рассказывает Владимир Жеребцов, бывший первый заместитель гендиректора авиакомпании «Авиационные линии Кубани». – Однако в Краснодар из-за короткой взлетно-посадочной полосы нашего аэропорта он долго не летел. Лишь в 1981 году с запуском новой полосы длиной в 3000 метров у нас открылись его регулярные рейсы.

Первый рейс в Краснодар был из Баку. Владимир Жеребцов, тогда заместитель командира объединенного отряда по управлению воздушным движением, принимал его лично, руководя самолетом из автомобиля по радиосвязи.

– На полосе еще не было стартовых диспетчерских пунктов, и я взял управление посадкой на себя. Находился рядом с местом его приземления – в 300 метрах от торца полосы, – вспоминает он. – Все волновались, конечно, но лишь потому, что принимали его впервые. Мы были уверены, что он сядет как положено, и там, где положено. 

Что, собственно, и произошло. Экипаж торжественно встретили и подарили памятные подарки. А буквально через два дня уже принимали рейсы Ту-154 из Новосибирска и Иркутска.

В Краснодаре не задержались

– Этот самолет был очень вместительным – принимал на борт до 180 человек, – комфортабельным, с увеличенной дальностью полетов. И вскоре Ту-154 заменил турбовинтовой Ил-18 и Ту-134, и стал основной рабочей лошадкой на нашем авиационном поприще. 

И если раньше мы отправляли из Краснодара 1-1,2 млн пассажиров в год, то с появлением Ту-154 перевозки возросли до 1,5 млн. 

Позже этот популярный самолет имелся в парке практически каждой крупной российской авиакомпании. О его приобретении задумались и «Авиационные линии Кубани». И в 2008 году в краснодарском аэропорту появились два раскрашенных подсолнухами Ту-154М. Но ненадолго.

– Руководство компании поставило эти самолеты на короткие маршруты, где они оказались нерентабельными, – рассказывает Владимир Жеребцов. – Я же предлагал их отправить в дальние рейсы. Эти самолеты (модели М) спокойно могли летать в Индию и с промежуточной посадкой – в Китай. Был составлен бизнес-план, но его надо было отрабатывать, заниматься маркетингом. Но этого не делали. Начались убытки, и владелец авиакомпании потребовал эти самолеты продать. А они и находились-то в лизинге. 

Вскоре «тушки» улетели в столицу, а с ними и их пилоты. На рейсы в Москву и Санкт-Петербург стали ставить Як-42. Впрочем, это решение руководства компанию от банкротства не спасло. В 2010 году «Авиационные линии Кубани» прекратили свое существование. А Ту-154 еще долго прилетали в Краснодар, развозя по бескрайним просторам России южное солнце и тепло.

Пора на покой

– Конечно, без сбоев не обходилось, катастрофы с Ту-154 случались, в том числе и на Кубани. Вспомните хотя бы тот трагический случай в Сочи, когда погибли артисты хора Александрова и доктор Лиза. Но назвать Ту-154 аварийным самолетом нельзя. Он был одним из самых надежных не только у нас, но и вообще в мире. Его иностранные конкуренты уже давно ушли на покой. Разве такая длительная востребованность не показатель его качества и безопасности? – вопрошает Владимир Жеребцов. 

Но сейчас, по его мнению, наступила пора отправить старичка на покой. Одно волнует авиатора: какой самолет придет ему на замену. Не хотелось бы отдавать российское небо иностранным боингам и аэробусам. Впрочем, эксперты успокаивают: программа испытательных полетов нового среднемагистрального самолета МС-21 проходит успешно, с ним авиаторы связывают огромные надежды. 

К слову

Российское гражданское авиа-строение на мировом рынке занимает шестое место после США, ЕС, Бразилии, Канады, КНР.

Кстати

За историю существования Ту-154 было построено около 1 тыс. этих лайнеров. Помимо нашей страны «тушка» летала еще в сорока государствах.