Трагедии можно было избежать

Днем 4 ноября на улице Кореновской сбили насмерть 10-летнего ребенка. Это уже третье смертельное ДТП с детьми за текущий год на дорогах города. В сентябре в Краснодаре выросло количество аварий со смертельным исходом, а также с пострадавшими детьми. В октябре — рост по общему количеству ДТП и пострадавших. В ноябре — рост по погибшим, в том числе детям.

Значительной части этих аварий можно было бы избежать, если бы водители соблюдали ПДД. В Краснодаре очень оживленное движение, много машин и пешеходов. Совместно с ГИБДД мы предпринимаем меры по успокоению трафика, стараемся максимально сделать наши дороги безопасными. Но результат зависит от всех жителей города, ведь каждый из нас — участник дорожного движения. Правила необходимо соблюдать всем,

– отметил в своем Telegram-канале глава Краснодара Евгений Первышов.

Глава города добавил, что превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу, игнорирование пешеходного перехода, непристегнутый ремень безопасности, управление автомобилем в алкогольном опьянении — все это неизбежно подвергает серьезной опасности не только самого нарушителя, но и тех, кто в этот момент оказался с ним на дороге. В итоге — покалеченные судьбы, невозможность вернуть любимых и родных.

Больше шансов выжить

Урбанист Аркадий Гершман считает, что скорость нужно ограничивать до 30 км/ч во всех российских городахмиллионниках, в том числе и Краснодаре:

В авариях убивает не кусок железа, а ошибка водителя на большой скорости. Поэтому тенденция к снижению скорости на улицах идет по всему миру: плюсов от этого больше, чем минусов. В жилой зоне делают 20-30 км/ч с возможностью перейти улицу в любом ее месте или устанавливают приоритет пешеходов и велосипедистов. На магистральных улицах регламентируют 50 км/ч — на такой скорости достигается максимальная пропускная способность в единицах машин и остается больше времени на реакцию. При наезде на пешехода на скорости 50 км/ч шансов у человека выжить больше, чем при 60 км/ч и тем более при 80-ти.

По словам урбаниста, снижение максимально разрешенной скорости уже показало эффективность во многих европейских городах — аварий стало меньше. При этом в Европе водителя оштрафуют, даже если он превысил скорость на 1 км/ч. В России водитель может превысить на 10-20 км/ч — и никакого штрафа не последует.

У нас могут быть проблемы с юридической базой и ГИБДД, поэтому первое время лучше применять тактический урбанизм: обустроить парковку в шахматном порядке, сужать полосы, делать выступы из столбиков малых архитектурных форм и т.д. Другими словами, ограничивать скорость водителям физически,

— продолжает Гершман.

Пробки и социальное напряжение

Исполнительный директор Союза транспортников Кубани Илья Брижак уверен, что ограничивать скорость до 30 км/ч в Краснодаре не имеет смысла. Конечно, на дорогах станет более безопасно, но появятся другие проблемы.

Краснодар, по сути, город автолюбителей, потому что у многих есть собственная машина. Если автомобили станут ездить с меньшей скоростью, чем сегодня, пробки вырастут еще больше, что вызовет социальное напряжение,

— говорит Илья Брижак.

Он считает, что повышать безопасность на дорогах нужно другими способами. В первую очередь сотрудники ДПС обязаны контролировать соблюдение ПДД, плюс на дорогах в населенных пунктах должны работать камеры видеонаблюдения. Также в Краснодаре нужно повышать эффективность работы автошкол, чтобы выпускники хорошо знали ПДД и были лучше готовы к вождению.

Краснодарский таксист Владимир Ерошенко считает, что применять «нидерландское ограничение скорости» в Краснодаре — весьма сомнительная идея.

Для города 30 км/ч — очень маленький скоростной порог. Безопасность на дорогах, может, и повысится, но при желании человека можно задавить и на такой скорости. К тому же исчезнет вся прелесть такси, потому что теперь оно будет ехать не быстрее маршрутки. Мне кажется, такое ограничение у нас не приживется.

В отделе пропаганды УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю сообщили, что на отдельных участках города ограничение скорости действительно может снизить аварийность и смягчить последствия ДТП. Сейчас ОГИБДД по Краснодару анализирует места наибольшей аварийности в городе и принимает меры по снижению скорости до 40 км/ч. Один из таких участков — ул. Сормовская, где очень часто происходят аварии. Нарушения ПДД здесь будет фиксировать камера, а водителей — штрафовать.

Вместе с тем, если в Краснодаре установят максимально разрешенную скорость в 30 км/ч, это снизит среднюю скорость транспортного потока, а значит, пробок станет еще больше. Ограничение скорости — это вынужденная мера, которую применяют, если не могут использовать другие технические средства организации дорожного движения,

— пояснили «КИ» в отделе пропаганды УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

Искусственные гасители скорости Краснодарские активисты с официальной точкой зрения часто не согласны и предлагают использовать мировой опыт. По мнению блогера и урбаниста Мирослава Вальковича, максимально разрешенную скорость в Краснодаре действительно нужно снижать:

Бытует обывательское мнение, что это может привести к пробкам. Но это не так — есть довольно много математических и практических исследований, показывающих обратную зависимость: на определенном скоростном уровне увеличение скорости приводит к снижению пропускной способности участка, в том числе за счет увеличения дистанции между автомобилями и поведенческими факторами.

Главную проблему урбанист видит в другом: многие краснодарские водители просто игнорируют ограничения, в том числе не соблюдают скоростной режим.

В такой ситуации логично создавать условия, при которых просто невозможно чисто физически превысить скорость выше нормы. В частности, сужение проезжей части и полос, искривление траектории движения, «островки безопасности» и прочие механизмы, которые давно применяют по всему миру. У нас же в России используют только искусственные неровности, которые допустимы не везде и не всегда. Яркий пример из нашего недавнего прошлого — ЮМР, когда после аварии на кольце установили «лежачих полицейских». Хотя логичнее было бы преобразовать кольцо в перекресток — и проблема лихачей была бы решена,

— считает Валькович.

Между тем

Аварийность на дорогах в Краснодаре можно снизить несколькими способами:

  • привести дороги в нормативное состояние;
  • убрать нерегулируемые перекрестки;
  • построить надземные или подземные пешеходные переходы, транспортные развязки, исключающие пересечение транспортных и пешеходных потоков (но с этим часто не согласны жители города и урбанисты).

Все эти меры анализируют и согласовывают с департаментом транспорта и дорожного хозяйства Краснодара, чтобы выработать оптимальные решения, которые повлияют на транспортную инфраструктуру города, сообщили в УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю.