Из точки отчуждения – в точку притяжения 

– Вокзал, как и аэропорт, – это въездные ворота, если хотите, лицо Краснодара, – уверен участник движения «Городские решения» Мирослав Валькович. – К сожалению, Краснодар-1 такой функцией не обладает: вся Привокзальная площадь превращена в одну большую парковку. Более того, жильцы прилегающих домов откровенно боятся туда ходить. А должно быть наоборот: такие площади просто обязаны становиться общественными пространствами, причем как для гостей, которые только начинают свое знакомство с городом либо ожидают отправления, так и для самих жителей. Каким мы хотим представить свой город гостям? Зеленым? Культурным? Дружелюбным? Безопасным? Значит, все эти факторы должны учитываться при реконструкции. Нужно убрать огромную парковку, создав современный и комфортный транспортно-пересадочный узел, озеленить площадь, усилить меры безопасности, насытить позитивными активностями. 

Мирослав Валькович считает, что на Привокзальной площади можно проводить ярмарки товаров местных производителей, чтобы у пассажиров дальнего следования была возможность (при желании) прихватить с собой кубанских гостинцев. Кроме того, оттуда желательно проложить комфортный прогулочный маршрут до улицы Красной. Гости должны наслаждаться нашим городом, а мы, не стыдясь, его демонстрировать. Одним словом, Привокзальной площади нужно превратиться из точки отчуждения в точку притяжения. 

 Участник движения «Городские решения» надеется, что РЖД, являющиеся федеральной и самостоятельной структурой, учтут контекст города и услышат мнение жителей. 

Вместо парковки – подземный паркинг

– Сегодня организация пространства на Привокзальной площади оставляет желать лучшего, – говорит урбанист, автор сообщества «Городские истины» Мирослав Гриценко. – Территория размером в два футбольных поля абсолютно не работает на репутацию города. А ведь для многих гостей это, по сути, основные городские ворота.

У Мирослава Гриценко есть несколько решений по улучшению Привокзальной площади. Причем как вполне бюджетных, так и полномасштабных, и даже утопических. 

– Первое. Соединяем две конечные остановки в одну на месте нынешней остановки автобусов для посадки на Крым (напротив транспортной прокуратуры). Технически нужно «дотянуть» линию троллейбуса до трамвая, а это примерно 200 метров. И трамвайную остановку перенести туда же. Нововведение избавит иногородних пассажиров от вечной дилеммы, куда пойти: на трамвай или троллейбус? Сократится время ожидания общественного транспорта. А проблема занятости разворотного кольца исчезнет сама собой.

Второе. Нужно создать отдельную зону ожидания такси. А также выделить полосу для общественного транспорта, причем физически обособленную от автомобильного трафика. Пока же площадь – одна сплошная парковка. 

Третье. Обустроить на месте разворотного кольца для троллейбусов фонтан. 

Четвертое. Для тех, кто знает, что мечтать не вредно. Перенос существующей автопарковки на один уровень вниз или, проще говоря, создание подземного паркинга. А на месте освободившегося пространства хотелось бы видеть благоустроенную зеленую зону, – подчеркивает урбанист.

Из поезда – на перрон 

Краснодарка Елена Игорева часто ездит в Сочи на «Ласточке» и очень хочет, чтобы во время реконструкции применили опыт города-курорта:

– Из поезда сразу шагаю на перрон, потому что в Сочи высокие платформы. А у нас – низкие. Когда ты едешь налегке, это еще не так критично. А когда с детьми, тяжелыми сумками, то приходится
в прямом смысле вскарабкиваться на поезд.

По мнению Елены Игоревой, есть еще одна большая проблема, о которой нельзя забывать, – это пешеходный мост над железнодорожными путями. Его ежедневно переходят тысячи жителей и гостей Краснодара. 

– Лестница, которая ведет с Привокзальной площади на ул. Ставропольскую, требует капитального ремонта. Многие приезжающие на вокзал предпочитают перейти лестницу и уже со Ставропольской отправляться к месту назначения. Потому как цены на такси на Привокзальной площади зашкаливают. А на Ставропольской и общественного транспорта много, и уехать можно быстрее. Хорошо, что сделали уличное освещение, но лестницы выщерблены, ступени нужно ремонтировать, – считает краснодарка. 

Достаточно постоять несколько минут возле лестницы, чтобы понять: она пользуется большой популярностью среди гостей и жителей Краснодара. 

Рельсы в городе 

Много лет не утихают дискуссии: что выгоднее – перенести железнодорожные пути за город или модернизировать и расширить их, развивая городскую электричку? Нужно ли строить через рельсы путепроводы, которые снизят трафик на городских улицах, или это слишком дорого и экономически невыгодно? 

Проект «Городские электрички» получил «дорожную карту». Согласно ей, в Краснодаре будут реконструированы железнодорожные пути, расширят и маршруты пригородных поездов. 

Александр Полиди, доктор экономических наук, профессор, убежден, что без транспортной связанности нет агломерации как таковой:

– Краснодарская агломерация состоялась де-факто. А между тем агломерацию можно назвать таковой лишь тогда, когда из периферии в центр возможно добраться за 45 минут. К примеру, в Мюнхене с примерно таким же населением, как в Краснодаре, активно развивается пригородный транспорт, и это правильный путь. У нас транспортная связанность низкая, причем как по частоте движения, так и в плане разнообразия маршрутов. А между тем количество личного автотранспорта растет. 

Но прежде чем пересадить краснодарцев из машин в общественный транспорт, в электрички, нужно эту развитую инфраструктуру создать. Это и перехватывающие парковки, и транспортно-пересадочные узлы. 

В качестве примера Александр Полиди приводит Московскую область, где развивают сеть мультимодальных автобусных маршрутов. Автобусы собирают пассажиров на территории жилых кварталов и везут их к остановкам электричек. Транспорт ходит каждые 10-15 минут, а в час пик еще чаще.

Цитата

Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края:

Сегодня серьезной модернизации требует железнодорожный вокзал Краснодар-1. Проект включен в инвестиционную программу РЖД. Нужно также совершенствовать пригородное железнодорожное сообщение в Краснодарской агломерации. Этого давно ждут люди, на въездах в город образуются пробки. Проблема серьезная и требует кардинального решения. Думаю, мы найдем алгоритм решения, которое позволит улучшить пригородное сообщение. И значительная часть жителей сможет приезжать в город электричкой, а не на машине.