Большая часть сотрудников  «Краснодарских известий» входят в неофициальный фан-клуб этих трамваев, так что эта новость нам испортила настроение. Мы решили разобраться, кому не угодил наш любимый транспорт. 

И отправились в Западное трамвайное депо МУП «КТТУ», чтобы спросить об этом тех, у кого с этим трамваем связана вся трудовая биография. Как ни крути, а Tatra в истории Краснодара уже легенда.

Да, новые трамваи продолжают приходить в краевой центр – в этом году их прибыло уже 28. Для горожан это всегда радостная весть. Ведь у нас до сих пор катают пассажиров трамваи, выпущенные во времена Советского Союза. Старушка «татра» в их числе.

Символ столичной жизни

Вспомните, как в фильме «Операция «Ы», в части «Наваждение» Шурик с Лидочкой садятся именно в «татру». В фильме это одна из первых ее моделей, еще с двумя дверьми. В Краснодар вагоны приходили уже с тремя.

Эти знаменитые вагоны в краевой столице впервые вышли на линию 4 ноября 1980 года. На днях этому судьбоносному для города событию минует 40 лет.

Многим кажется, что они у нас были всегда: как представить сегодня краснодарскую улицу Горького без обтекаемых желто-красных трамвайчиков? 

– Наш город с их появлением стал более «столичным», вагоны выглядели очень элегантно и по-европейски. К тому же оказались относительно тихими, зимой – теплыми, летом отлично продувались. И самый главный плюс – у них очень прочная хребтовая балка, то есть основание вагона, они живучие, мало ломаются и в ДТП получают минимальные повреждения, – в общем, чехи сделали отличный вагон! – говорит руководитель интернет-портала «Общественный транспорт Кубани и Адыгеи» Олег Бодня.

Мы еще по «татре» плакать будем!..

 – Это самый замечательный трамвай, – убеждена водитель Зинаида Шульженко, проработавшая на «татре» с первого дня. – Трамвай скоростной, прост в эксплуатации, в случае чего его легко сцепить с другим вагоном. К тому же ножное управление, а это гораздо удобней, чем рычаги руками двигать, комфортное регулируемое сидение. И в управлении «татра» хороша: быстро начинает движение, отлично реагирует на команды. Для водителя это очень важно: мы же работаем по графику. 

Наверняка обращали внимание на то, что чешские вагоны, работающие на линиях в Краснодаре, не все одинаковы. Есть красно-желтые, есть красно-белые. Последние – модернизированные трамваи «Татра-Т3Е». Таких, капитально отремонтированных, более половины: около 80 единиц. 

 – Это вагоны с электронным приводом, – продолжает Зинаида Шульженко. – А в эксплуатации они еще легче – едешь как на автомобиле! Да мы еще по «татре» будем плакать!

– Очередная утка, – машет рукой один из сотрудников депо. – Уже надоело все это читать. Тысячи краснодарцев пользуется трамваями, поэтому такая новость гарантированно привлечет внимание.  А потом доказывай правду.

В депо прощаться с «татарами не планируют». В планах на списание – не более 10 из 140 чешских вагонов.

Пересели на иномарку!

В Западном депо хорошо помнят, как получали первые чешские вагоны. 

– Было четкое ощущение, что садишься в иномарку, – рассказывает Фемистокл Долесов, начальник цеха технического обслуживания подвижного состава, на этой должности уже 38 лет. – Чехи нам давали гарантию 10 лет – или 600 тыс. км пробега, – и все 10 лет, как положено по контракту, исправно поставляли запчасти. Но в лихие 90-е все связи были оборваны, а мы из эксплуатационного депо превратились в ремонтное. Запчасти пришлось делать самим. С деньгами стало легче – начали покупать новые запчасти, но с каждым годом их количество становилось все больше. Взять ускоритель – сердце вагона, его же бессмысленно ремонтировать, деньги вкладывать. Он свое отходил. Однако те вагоны, которые прошли капитально-восстановительный ремонт, лет 10 еще прослужат, их нужно сохранять. 

Самая совершенная электромашина

– Да, трамвай, которому 40 лет, отличается от нового, только сошедшего с конвейера, но я считаю, что «татра» была достаточно совершенной электрической машиной прошлого века, – уверен начальник Западного трамвайного депо Игорь Паталаха. – Однако сегодня затраты на ее обслуживание, капремонт слишком велики.

Продлить жизнь вагонам, комфортно возить пассажиров на тех «татрах», которые давно отслужили 10-й срок эксплуатации и подлежали бы списанию, помогли капитально-восстановительные ремонты – за 10 лет их прошли почти 80 единиц подвижного состава. 

– Отличный вагон, но всякая техника стареет, и, конечно, не станет исключением и «татра». Сегодня Краснодар, пожалуй, единственный город в России, который содержит столько таких вагонов в технически исправном состоянии и осуществляет на них такое количество перевозок, – рассказывают мастера в цехе предрейсового обслуживания.

В цехе нам показали обновленные «татры-Т3Е»: с 2009 года модернизация проводится на базе мастерских по ремонту подвижного состава МУП «КТТУ». В вагонах меняют внутренний привод, управляющий четырьмя электрическими двигателями, приводят в порядок пульты управления (не стало привычных чешских кнопочек). Устанавливают затемненные стекла, стелют антивандальный пол вместо резинового покрытия. 

В Чехии «татры» еще ходят

Петр Катко – потомственный трамвайщик: в Западном депо работал еще его отец. В 1991 году пришел сюда и он после армии: сначала электрослесарем, сейчас уже мастер.

– В 90-е годы многие депо закрылись, а мы именно благодаря «татрам» благополучно пережили те времена. Эти трамваи и дальше показали себя хорошо, а после модернизации у них появилась вторая жизнь. Сегодня они удобны, просты в эксплуатации – нет лишних ступеней перехода, управление идет напрямую к узлам, – объясняет Петр Катко. 

 По мнению мастера, модернизированные вагоны прослужат еще лет 20, хотя многое зависит от условий эксплуатации, благо, трамвайный путь Краснодара – один из лучших в стране. Но в любом случае, для тех, кто проработал на них много лет, эти  трамваи навсегда останутся самыми лучшими, самыми любимыми!

И чешская «Татра», как и венгерский «Икарус» – то есть заводы, выпускавшие транспорт для СССР, – закрылись, лишившись нашего большого рынка. В Чехии, правда, остались последователи – делают аналоги «татр» с современным низким полом. Кстати, там, как и у нас, не спешат отказываться от старых вагонов – у них они еще ходят. Долго ли прослужат? Все зависит оттого, как будет поставляться новый подвижной состав. Но в любом случае лет через 20 сможем сделать как в Чехии, и некоторых городах России: оставить несколько экскурсионных вагонов.

Важно 

35 новых односекционных вагонов по программе обновления трамвайного парка доставят в Краснодар до 20 ноября этого года. Все они поступят в Западное трамвайное депо. 

Детали 

Со середины 60-х годов прошлого века «татры» поставлялись во многие города Союза, в Краснодар последние вагоны этой марки пришли в 1986-м. Чешские производители учитывали климатические особенности нашей необъятной страны. Для Сибири оборудовали мягкие сиденья, для южного Краснодара – пластиковые, их в народе называли унитазами. В чешских вагонах с левой стороны сиденья были одноместными, с правой – двухместными. При проведении первых капитальных восстановительных ремонтов, которые проводили в Москве, по примеру столицы решили сделать однорядные сиденья с обеих сторон. И вместимость больше, и кондукторам легче пройти, да и мыть пол при висящих на консолях сиденьях уборщицам легче. Еще после ремонта слегка поменяли оттенки окраски и расположение цветовых полос.