Да пошло оно все… в гараж

Сегодня нелегальные гаражные кооперативы занимают огромные участки муниципальной земли. Часто они установлены без каких-либо разрешений. В городе с плотной застройкой и дефицитом социальных объектов это проблема. 

Разработчики нового Генплана Краснодара отмечают территории под самовольными строениями как участки для дальнейшего развития города. 

ГСК 74 – это 444 гаража на берегу одного из Карасунских озер. Все незаконные. Это большой земельный участок, находящийся в муниципальной собственности. Потенциальные 1,8 га под будущий сквер или детский сад.   

А хочется сквер…  

В экскурсоводы по «пиратскому» ГСК мы взяли  председателя ТОС Наталью Крюкову. 

К тому же она живет на ул. 2-й Пятилетки, в пяти минутах ходьбы от гаражного кооператива. Про свои Черемушки она знает если не все, то очень многое. 

На месте быстро становится понятно, что автомобилей в боксах практически нет. «Железные коробки» используются не по назначению. Здесь хранят сено, разводят собак, как-то зимовала лошадь, а кто-то и вовсе живет в самодельной избушке. 

– В ГСК почти не осталось людей, которые в свое время получили гаражи, – рассказывает Наталья Николаевна. – Сначала боксов было мало, не было и ограждения. С годами они росли как грибы после дождя. Появились и капитальные строения. На сегодняшний день только немногие владельцы используют гаражи по назначению. Переживаем и за школьников: учащиеся не один год вынуждены ходить вдоль ГСК по узенькой тропинке без освещения в гимназию №40. 

Наталья Крюкова говорит, что жильцы близлежащих домов уже давно мечтают о сносе гаражей:

– Сейчас большинство из них сдаются под складские помещения. К примеру, торговцы с Восточного рынка арендуют гаражи и хранят в них свою продукцию. Другие сдают под мастерские, в третьих хранят стройматериалы. А так хочется, чтобы у нас появилась аллея или сквер. А место-то какое – рядом Карасуны, – подчеркивает Наталья Крюкова.

Вздрогнули. Закусили

Заходим в ГСК со стороны Карасунов. Забор открыт. Советский районный суд Краснодара еще в 2010 году обязал снести гаражи, но мало кто из владельцев пожелал их самостоятельно демонтировать. Поэтому мэрия инициировала демонтаж, к работам приступили 19 октября. Ржавые металлические гаражи стоят рядами. И чего только в них нет! Но обо всем по порядку. 

Для многих владельцев и арендаторов гараж – это не просто бокс 4,5 на 6 метров в длинных рядах себе подобных. Мы поговорили с бывшим владельцем того самого гаража с конем. Назвался Николаем. Кто сейчас держит его экс-гараж, не знает, тот уже был перепродан много раз. Сейчас у него болит душа за второе строение, которое он унаследовал от отца. 

– Бывало, к тебе заглянет сосед по гаражам, спросить отвертку «под крест» или ключ накидной. А ты, как бы между прочим, предложишь кофе. Сосед, естественно, не откажется, ты возьмешь термос и уберешь его подальше. После чего из металлического шкафчика достаешь разнокалиберные рюмки, ну и ее, эту… бутылку водки. А что? Вздрогнули, закусили, по стопочке – и по домам, – ностальгирует Николай. 

За душевным разговором подходим к гаражу, где раньше держали лошадь. Предприимчивая хозяйка к металлическому боксу сделала деревянную пристройку, где до сих пор хранится сено. Рядом еще одно небольшое строение – там содержат щенков.

 Некоторые владельцы сами освобождают гаражи и демонтируют их. Другие  пока не собираются этого делать. По свалкам, а их внутри кооператива очень много, нетрудно догадаться, что в большинстве своем владельцы хранили там всякий хлам. 

По словам того же Николая, раньше на месте ГСК было болото, камыш и вода. Владельцы завозили землю и одновременно устанавливали свои гаражи.

Чинит-лудит-паяет…

Чтобы обойти весь гаражно-строительный кооператив, нужно потратить больше часа: территория огромная. Пробираемся сквозь груды мусора… и что мы видим? Над одним металлическим гаражом хозяин сделал деревянную надстройку и, по словам местных жителей, долгое время жил там. Вообще, нужно сказать, что владельцы гаражей немногословны и друг друга, как говорится, не сдают. 

В одном из рядов, в самом конце, три гаража используются под мастерские. Здесь ремонтируют мопеды, скутеры, мотоциклы. Вот вам и «гаражная экономика», однако рабочие заверяют, что чинят исключительно собственную технику. 

Здесь же по ГСК в поисках владельцев «ракушек» ходят и предприниматели. Как оказалось, они за копейки скупают гаражи, сами их демонтируют, а металл сдают. Поэтому и ратуют за снос «железных коробок». Жаль, что только исключительно в своих целях. 

Аллея, футбольное поле или школа? 

По словам мэра Краснодара Евгения Первышова, земля под ГСК точно не будет отдана под застройку. Будущее территории администрация определит с местными жителями. 

В Краснодаре есть немало примеров, когда на месте ржавых «ракушек» появлялись зеленые зоны. Яркий тому пример – сквер Крымский на углу Симферопольской и Уральской, сквер Садовый. Так что хотят видеть на этом месте сами жители? 

 Председатель ТОС Наталья Крюкова озвучивает общее мнение краснодарцев, проживающих на ул. Селезнева, ул. Димитрова, ул. 2-й Пятилетки, ул. Ставропольской. Жители голосуют за зеленую зону. 

Это мнение частично поддерживает директор спортивной школы «Академия футбола» Валерий Завьялов:

– В нашей школе занимается 1147 детей в достаточно стесненных условиях. На сегодняшний день у нас два футбольных поля, а нужно три. Поэтому я, как и наши воспитанники, их родители, хотел бы, чтобы часть территории передали нам для создания большого футбольного поля и поля для мини-футбола. Территория под ГСК большая, поэтому есть возможность и футбольные поля сделать, и зеленую зону благоустроить. Места хватит для всего. 

Член Градостроительного совета и городской Комиссии по землепользованию и застройке Владислав Амерханов подчеркивает, что, согласно Генеральному плану, территория под ГСК определена как зона специализированной общественной застройки. То есть здесь могут построить детский сад, школу, организацию дополнительного образования, учреждения культуры, искусства, физической культуры, массового спорта и др. 

По данным  управления муниципального контроля, около 10 тыс. металлических гаражей в городе размещено без оформленной в установленном законодательством порядке земельно-правовой документации. 

И сегодня активно освобождают от самовольных гаражей земельные участки вблизи школ, детских садов и других муниципальных учреждений, а также парков и скверов. Развивать инфраструктуру и благоустраивать микрорайоны, сохранять и расширять зеленые зоны – одна из важных задач. Освободившиеся после демонтажа участки благоустраивают. А на месте старых незаконных гаражей появляются современные детские и спортивные площадки или зеленые зоны и зоны отдыха. Причем при выборе, какой именно объект построить на конкретном участке, учитываются пожелания местных жителей: что именно люди хотели бы видеть рядом со своим домом.

Евгений Первышов, мэр Краснодара:

– Конечно, для владельцев такие гаражи важны – у многих там не просто стоят машины, но и хранятся какие-то вещи, даже размещаются небольшие мастерские. Но для остальных жителей это неприглядные сооружения, которые занимают место, где можно было бы разместить что-то полезное для всех. Подчеркну, мы сносим только те объекты, которые размещены незаконно, без документов. Как, например, 444 металлических гаража в ГСК №74 на ул. Димитрова. Здесь освободится участок площадью более 18 тыс. кв. метров. На всех освобожденных от незаконных построек муниципальных территориях мы строим только социальные объекты или создаем новые зеленые зоны.