Места уже не хватает

Главная улица Краснодара была предметом обсуждения на еженедельной планерке в мэрии.

— Мы видим, сколько жителей Краснодара, пользуясь хорошей погодой, гуляет по улице Красной. За несколько лет она действительно стала очень интересной. Все объекты, фасады и имущественный комплекс собственники приводят в порядок. Каждый старается преобразить свой объект, сделать его более привлекательным, красивым, но места уже не хватает, — сказал Евгений Первышов.

Запрос горожан на создание новых зон для прогулок очевиден, и власти нужно идти в этом вопросе им навстречу, считает мэр.

— Мы должны создавать больше территорий для пеших маршрутов. Недавно этой темы касались, но, я так понимаю, далеко она не продвинулась. Я уверен, что нужно продолжить работу по созданию большого квартала, прилегающего к улице Красной, — пояснил Первышов.

Пешеходный квартал может появиться в границах улиц Рашпилевской, Красноармейской, Длинной и Карасунской.

— Нагрузка на ул. Красную превысила все нормы. В выходные дни это уже больше похоже не на променад, а на очередь в метро. Проблема, кстати, не только нашего Краснодара, но и других городов, через которые проходят популярные туристические маршруты. Достаточно вспомнить знаменитую пешеходную улицу Барселоны Ла Рамбла. Там буквально живого места нет, такое скопление людей, что приводит к конфликтам с местными жителями. Поэтому власти создают другие кварталы для прогулок. Так, например, сделали в Москве по программе «Моя улица». На Пятницкой, Большой Дмитровке и других оставили одну полосу движения и широкие тротуары. Рад, что этим вопросом теперь вплотную займутся и в Краснодаре. Центр должен быть пешеходным, — прокомментировал архитектор Алексей Тимофеев, гендиректор Bureau ARD.

Корнями в прошлое

К слову, идея сделать центр Краснодара пешеходным предлагалась разработчиками Генплана города еще в 70-х годах прошлого века. И затем к ней периодически возвращались. А в плане реконструкции города 2007 года, к примеру, значилось следующее: «В сторону Речного вокзала — между улицами Ленина и Гимназической — будет создана пешеходная связка с парковой зоной, вдоль улицы Гоголя расположится еще одна пешеходная зона вдоль трамвайных путей в сторону ж/д вокзала». Это позволило бы организовать озеленение пространств и диагональный ход от Красной в сторону Кубанской набережной, с созданием парковой зоны. Но эти идеи, к сожалению, так и не были реализованы.

Проект с европейским бэкграундом

Весной этого года общественность и эксперты активно обсуждали предложение вернуть так называемый Арбат, который существовал на ул. Чапаева до середины нулевых. До 2003-го он размещался на участке от Красноармейской до Рашпилевской. Это был полностью пешеходный квартал. Художники выставляли там свои картины, а ремесленники торговали поделками. Затем улицу открыли для проезда. И вот в 2020-м во время ежегодного отчета в феврале мэр Краснодара Евгений Первышов вновь вернулся к этой теме. Эксперты и общественность поделились с «КИ» своими размышлениями.

— Давайте мыслить глобальнее. Приведу пример: еще 3 года назад мы начинали строить скейт-парки, это воспринималось как развлечение для детей и подростков, не больше. А сегодня в Краснодар приезжают спортсмены со всей страны, в том числе и члены сборной России, и заниматься спортом у нас можно чуть ли не круглый год. Это отличный вклад в развитие туризма. Пешеходный центр —
из той же оперы. Статистика говорит, что наш город в год посещает порядка миллиона человек — это те люди, которые ходят в бары и рестораны, на выставки. И это тоже инвестиции в экономику Краснодара. Пешеходный Краснодар — тот бренд, который можно раскручивать на всю страну для туров выходного дня. — сказал Владимир Вербицкий, депутат городской Думы. 

Хорошей идеей с европейским бэкграундом назвал превращение центра города в пешеходный и урбанист Денис Лысов.

— Однако надо тщательно проверить, как это отразится на автомобильном трафике. Нужно сделать так, чтобы жителям всех районов города было удобно добираться до центра на общественном транспорте, а потом уже создавать там пешеходные зоны, —
отметил блогер.

Все проработают детально

Представители творческих профессий, устроители праздников и уличных действ, безусловно, только выиграют от новшества. Свою выгоду получит и бизнес — начиная от ларьков с сувенирами и заканчивая уличными кафе, — все это будет приносить прибыль. 

Жильцы же домов, расположенных в центре, просят обратить пристальное внимание на обеспечение общественной
безопасности, соблюдение тишины в ночное время и наличие общественных туалетов вдоль новых прогулочных зон. Требует детальной проработки вопрос с урегулированием транспортных потоков после введения ограничений в центре. 

В ближайшее время алгоритм создания новых зон в центре города рассмотрят пошагово. И не просто проработают, но и обсудят с собственниками помещений. На это нацелил глава города. Завершить работу по созданию маршрутов планируют к апрелю следующего года.

Комментарий в тему

Артем Слюсаревский, архитектор:

— Такой подход характерен для всех прогрессивных современных городов. Пешеходная доступность оживляет улицы, делает их полноценным общественным пространством и создает потенциал для развития малого бизнеса. Использование расширенного пространства для дополнительной высадки деревьев делает его элементом зеленого каркаса города и способствует формированию комфортного микроклимата. Все эти преобразования должны вписаться в общий пешеходный каркас города.