…И побежали крабики

– Здравствуйте! – Анастасия улыбается и делает плавный жест руками на уровне груди от себя: большие пальцы кверху, а ладонями будто стряхиваешь с себя пыль вверх. Все слова, что она показывает, девушка проговаривает вслух, чтобы мне было понятно. Анастасия слабослышащая с рождения, но отлично владеет разговорным русским.

– В школе нам ставили все звуки, – вспоминает Анастасия. – Тяжело давались буквы «С», «Ш», «Р», «Ц»… На уроках не разрешали говорить с помощью рук, чтобы мы учились понимать речь. Когда вызывали к доске для пересказа или чтения стихов наизусть, мы по привычке, за спиной пытались воспроизводить то, что говорим, жестами. Учителя ругали, а мы «ломали» пальцы втихаря. Так что мои руки помнят много стихов и историй!

Я попросила Анастасию показать, как на жестовом языке произнести популярные разговорные фразы: «Что ты будешь делать сегодня?», «Извините», «Что случилось?», «Помогите мне», «Спасибо», а также мы перечислили членов семьи и поделились впечатлениями о недавно просмотренном фильме. Мне больше всего понравилась жестовая фраза «Как дела?». Чтобы изобразить вторую часть этой фразы, быстро пошевелите растопыренными пальчиками (ладошки смотрят вниз), при этом вытягивая согнутые в локтях руки вперед. Будто крабики побежали – такой образ рождается в голове.

А вот наречие «как» мы показываем дактильной азбукой, как все предлоги и большинство наречий. Для этих слов не придумано отдельного жеста, поэтому приходится проговаривать слово по буквам.

– Речь глухих – это смешение русского жестового языка и дактиля, – 

поясняет Анастасия. – Сейчас объясню разницу. РЖЯ – национальная лингвистическая система, обладающая собственной лексикой и грамматикой. В ней целые слова, например, кошка или стул, обозначаются жестом – одним или комплексом. Как в Японии: один иероглиф из множества черточек для целого слова или даже предложения. А русская дактильная азбука – лишь вспомогательная система РЖЯ. Каждому жесту одной руки соответствует буква русского языка. Кстати, многие знаки внешне похожи на буквы алфавита.

Из нашего 15-минутного урока я вынесла, что для меня повторить жест оказалось не так сложно, как распознать чужой. Мои пальцы с лету запомнили несколько фраз. Но, когда Анастасия показывала то же самое, я терялась, а мои глаза разбегались в стороны, пытаясь уследить за движениями рук. Ловкость рук и никакого мошенничества – на мой взгляд, даже проще, чем знакомство с иностранным языком.

Не слышишь – будешь голодным?

– Хотя Анастасия носит слуховой аппарат, ей легче читать по губам, чем вслушиваться. Поначалу мне было немного дискомфортно, когда заметила, что девушка смотрит мне на губы, а не в глаза. Я пыталась говорить как можно медленнее, но потом поняла: Анастасия прекрасно схватывает даже быструю речь – дело привычки и долгих лет тренировок.

– Пандемия сильно осложнила глухим жизнь, – говорит Анастасия. – Люди на улице, в больницах и магазинах носят маски. Врачи нервничают, когда я говорю, что не слышу, часто срываются на крик, пытаясь «достучаться» до меня. Я недавно была в МФЦ, так сотрудница отказалась снимать маску: мол, штрафуют. Но мы нашли общий язык, поговорили с помощью ручки и бумаги.

Другие участники местного отделения ВОГ подтверждают: зачастую незнакомые люди с большим раздражением реагируют на слабослышащих. Последним становится некомфортно докучать, они опускают руки и уходят ни с чем. Так, в соцсетях недавно глухая краснодарка Мария выложила пост – крик души. Ей отказали в обслуживании в одном из ресторанов быстрого питания, потому что кассир не захотел заглянуть в экран смартфона, где был напечатан заказ. Оплатить обед через терминал девушка не смогла, так как у нее не было с собой банковской карты. После неприятного инцидента Мария предпочла остаться голодной до конца дня, чем еще раз испытать унижение в другом кафе.

– Я всегда учу молодежь: надо быть смелее, напористее, нельзя стесняться себя. Иначе ничего не добьемся, – с жаром утверждает Анастасия Коваленко. – Не расслышал – переспроси. Многие стесняются, кивают головой, будто все поняли, и уходят. Хватит оставаться невидимками.

Соцсети спасают

Главный барьер, препятствующий взаимодействию глухих и слышащих, – отсутствие возможности последних освоить РЖЯ. Его не внедряют в университетах, не проходят в школах. И даже платные курсы в нашем городе не практикуются. Испанский, немецкий, китайский – пожалуйста, целая сотня репетиторов и обучающих центров. А язык глухих приравняли к мертвому латинскому.

– В Краснодаре время от времени создаются проекты по обу-

чению слышащих. Если удается получить гранты, проекты разово реализуются, но этого недостаточно, – говорит Анастасия Коваленко. – ВОГ планирует организовать такие курсы на постоянной основе. Мы хотим создать Центр обучения РЖЯ для слышащих. Это будет полезно для представителей любой профессии, контактирующих с людьми, а особенно для медиков и полицейских.

Кстати, диплом переводчика РЖЯ можно получить только в трех городах России: в Новосибирске, Москве и Санкт-Петербурге. Многие другие проблемы тоже предстоит прорабатывать. Например, в электричках, которые ходят по не самым востребованным маршрутам, нет бегущей строки. Даже местные теряются и пропускают свою остановку.

– И хотя прогресс ползет на пузе, он все же медленно, но двигается вперед. Во-первых, с развитием цифровых технологий мы наконец-то благодаря субтитрам можем смотреть телевизор и понимать, что происходит. Ведь не все из нас умеют читать по губам. Моя мама 75 лет жила без этого удовольствия. Теперь ее не оторвать от сериалов. Во-вторых, можно вволю «наговориться» в соцсетях. У нас есть чат глухих в ватсапе, позволяющий каждому оставаться в курсе событий.

Где научиться?

Посмотреть мини-видеоурок с Анастасией Коваленко можете на нашем сайте ki-news.ru. Также пройти курс РЖЯ онлайн можно на сайте ВОГ по веб-адресу: voginfo.ru, раздел «Жестовый язык», подраздел «Обучающие материалы».