«Этого не может быть никогда»

Когда я на нашей редакционной планерке сказала, что хочу написать про дворы, в которых не ставят личные авто, мои же коллеги надо мной долго смеялись. Тему они назвали фейком. Среди моих знакомых тоже не оказалось поклонников этой идеи, все разговоры на эту тему сводились к выводу по Чехову: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».

А между тем моя знакомая недавно купила в ипотеку в Москве интересную квартиру. Дело идет к «элегантному возрасту», перед ней маячит перспектива нянчить любимого внука, поэтому риелтор предложила ей купить квартиру в концепции «Двор без машин».

— Я очень этим заинтересовалась, — поделилась она. — Сразу вспомнились дворы нашего детства, когда мы там проводили самое золотое время: строили шалаши, резались в «резиночки», прыгали в классики. И мама всегда была спокойна, только вечером все родители выходили на балконы, и отовсюду было слышно: «Лена, домой! Саша, домой!» Сразу захотелось, чтобы мой внук вырос именно в таком дворе.

Можем ли мы сегодня выпустить детей одних в наши дворы и при этом быть спокойными? Нет. Ведь, как правило, дворы созданы для машин, а не для людей. Казалось, что это уже аксиома. Оказывается, нет.

Блогер Илья Варламов как-то тоже делился в своем Инстаграм по этому поводу: «Гуляю по Казани и вдруг вижу необычную табличку на воротах одного из дворов: «Двор без машин»! Офигеть. Сколько раз я ни пытался в своем блоге поднять обсуждение этого вопроса, мне со всех сторон все говорили: «Да ты с ума сошел! В России это невозможно! У нас национальная черта — ставить свою повозку под окном!» Пока мы в блогах обсуждаем, в Казани делают. Оказывается, это не первый дом, где жильцы решили, что во дворе машин быть не должно».

Про и контра

Каковы же плюсы и минусы новой для нас концепции?

— При прочих равных, если взять два жилых комплекса — двор без машин и двор с машинами, — то во втором случае будет и больше спрос, и выше цены, и комфорт проживания, — прокомментировал «КИ» Алексей Аверьянов, генеральный директор Vesco Group. — Плюсы двора без машин: нет шума, нет движения, нет опасности для детей, его можно ограничить, можно выпускать детей самостоятельно на улицу в такой двор. Это всегда доступ пожарной техники, другого спецтранспорта. Еще плюс — это приятный вид из окна.

Теперь поговорим о минусах. Машины все равно где-то нужно ставить. И главный вопрос — где? И не будет ли это слишком дорого?

— Есть варианты, — продолжает Алексей Аверьянов. — Либо делать подземный паркинг — что дорого и сразу переводит недвижимость в некий другой класс, — либо мы сооружаем многоуровневый паркинг. Но! Он тоже съедает земельный участок и тоже прибавляет к стоимости жилья. У нас нет цели закатать двор в асфальт — это самое простое. Но если появляется общественное пространство, то его нужно благоустраивать. А серьезное благоустройство и стоит недешево. Естественно, «коммуналка» в таких домах дороже.

Так что, думайте сами, решайте сами: иметь или не иметь.

Гладко было на бумаге

Есть ли в нашем городе дома, в которых реализована концепция «Двор без машин»? Если загуглить, то мы получим примерно 15 предложений от различных застройщиков. Цены разные: от 46 тыс. за 1 кв. м до 64 тыс. за 1 кв. м. Что настораживает? Застройщики, мягко говоря, лукавят.

Например, в этом списке есть ЖК, в одном из домов которого живет моя подруга. И хоть там декларируется концепция «Дом без машин», на самом деле пока ничего такого и в помине нет. На картинке все красиво, а в реальной жизни жильцы ставят машины прямо под дверями подъездов в аккурат рядом с детской площадкой с мягким покрытием, где играют малыши. Согласитесь, сомнительное и небезопасное соседство.

Как же перейти от декларации к самой практике?

— Во-первых, не нужно пытаться зарабатывать на машино-местах, — комментирует Алексей Аверьянов. — Зарабатывать нужно на том, что квартиры продаются дороже за счет такой концепции. А в городах-миллионниках часто получается, что и машино-места не выкупаются (еще бы! По цене в пределах 1 млн руб. — Ред.), и двор заставлен.

Если не удается машино-места продать, то можно давать на них длинную рассрочку в 3-5 лет. Все равно деньги заморожены, а так хоть будет ежемесячный стабильный поток. Ну и, конечно же, нужно понимать, есть ли альтернатива у автовладельцев по парковке. Если она есть — недорогая или вообще бесплатная, то их в машиноместа никакими ценами не загонишь. Управляющая компания должна структурировать процесс сдачи чужих машино-мест в аренду. Чтобы владельцы машино-мест понимали, что это актив, который может им какие-то деньги приносить, если они сами им пользоваться не будут.

Впрочем, несколько реально живущих без машин дворов мы в городе всетаки нашли.

— Двор без машин и безопасная территория — это основное, из-за чего у нас выбирают квартиры. Свои авто люди ставят по внешнему периметру двора, и также есть отдельно стоящий паркинг. Наш проект не предусматривает, чтобы двор зарабатывал на паркинге, он бесплатный для владельцев квартир, — прокомментировали в прессслужбе строительной компании «Неометрия».

Нам просто нужно привыкнуть

Есть ли будущее у такой концепции в нашем городе? Почему в Москве, Уфе, Казани, Тюмени такие дома есть, а у нас — крохи?

— В моей практике таких запросов не было, — подтвердила редакции «КИ» Ольга Долгополова, эксперт Кубанской палаты недвижимости. — Сегодня, когда люди выбирают квартиру, для них главное — метраж, район, цена. А все остальное, наверное, дело будущего.

Да, мы только начинаем идти по этому пути, и это вопрос времени, уверен Илья Володько, генеральный директор и владелец консалтинговой компании MACON:

— И до нас это новое веяние обязательно дойдет. Но есть такая особенность: краснодарский рынок строительства жилья — самый развитый, самый крупный, где возводится больше всего объектов, но среднее качество услуг в этом сегменте — оно, к сожалению, ниже, чем в других городах, где рынок менее активен. Сегодня очень мало таких проектов, но со временем их число должно увеличиваться.

Означает ли это, что наши покупатели жилья — самые непритязательные? Или просто застройщики у нас не хотят так заморачиваться?

— Люди не предъявляют таких требований потому, что они еще толком и не видели таких дворов, — уверен Илья Володько. — Мы проводили исследования, спрашивали у потребителей, хотели бы они жить во дворе без машин. И стандартная реакция в тех городах, где этого нет: люди вообще не понимают, о чем идет речь. Первое, о чем они спрашивают: «А где я буду свою машину парковать?» Но я уверен, лет через 5-6 эта концепция у нас тоже станет очень популярной.

Прямая речь

Артем Аганов, директор департамента строительства администрации Краснодара:  

– Обсуждая возможность такой концепции, я бы обратил внимание на несколько существенных моментов. Первый, самый важный – исходя из требований действующего законодательства, при проектировании многоквартирных домов для получения разрешения на строительство застройщик обязан включить в проект места для парковок, количество и порядок размещения которых также закреплены законодательно. Исходя из планируемого количества проживающих жильцов рассчитывается и количество машин. Второй момент. Перенос же парковочной площадки за пределы территории жилого комплекса связан в первую очередь с дополнительными затратами на приобретение дополнительного земельного участка. А значит повышается и стоимость жилья. И еще я бы хотел привести один очень показательный пример в Краснодаре — застройку на ул. Красных Партизан. Несмотря на то, что совсем рядом с домами там оборудована отдельная парковка, люди все равно ставят машины во дворе.