Новые точки роста

Налоги от предприятий нескольких лет составляют наибольший удельный вес среди других отраслей экономики края — 20% от всех поступлений. Даже во время пандемии коронавируса товары первой необходимости были в домах жителей края, их реализовывали практически по себестоимости, не задумываясь о прибыли. Вместе с тем пандемия открыла возможности для развития отраслей. Ситуация показала, кто сильнее, кто слабее, кто дальновиднее и креативнее. Многие искали новые точки роста, которые стали основой для проектов нового формата.

Все для клиентов

Задача краевых властей — наладить связь между покупателем и продавцом, создать комфортные и безопасные условия для купли-продажи, поощрить местных ответственных производителей и не допустить выхода на рынок недобросовестных продавцов. В последние годы на Кубани проводится планомерная работа, чтобы посещение рынков, ярмарок, магазинов и торговых центров стало более комфортным. В условиях жесткой конкуренции это верный подход.

Перспективы для инвесторов

Еще несколько лет назад, в 2015 году объем инвестиций крупных и средних предприятий составлял лишь 294,3 млн руб. Зато в 2019 году он превысил 15 млрд руб. В прошлом году Кубань посетило рекордное количество бизнес-миссий из зарубежных стран. Такой результат не случаен, это итог правильно выбранной экономической политики.

Шаги в развитии

Шаг первый — стабильное увеличение количества розничных торговых точек. За пять лет общее их число выросло на 9% — с 53,1 тыс. в 2015 году до 57,9 тыс. в 2020-м. Почти на 10% увеличились и площади для розничной торговли. Второй важный шаг — улучшение качества работы торговых объектов. Краевой департамент потребительской сферы заключил 22 протокола о проведении работ по реконструкции, модернизации и благоустройству рынков и ярмарок. На эти цели запланировано 54 млн руб. инвестиций. Пять объектов уже благоустроены и обновлены.

Качество на свежем воздухе

Развитие традиционной для Кубани ярмарочной торговли — тоже приоритетное направление. На площадках можно купить свежие овощи, фрукты, мясо и молоко от местных фермеров по доступным ценам. Для населения это не просто уличный шопинг, а место событий и встреч (во время карантинных ограничений, естественно, с соблюдением всех эпидемиологических норм). К тому же это прямой диалог между производителем, который, как правило, сам торгует своей продукцией, и покупателем. За последние четыре года общее количество ярмарок на Кубани выросло на 65% — с 600 до 992-х.

Кроме того, на Кубани существует уже целая сеть из 92 «фермерских двориков» на тысячу торговых мест.

Брендбук у дороги

Краснодарский край является главным курортным регионом России. Количество гостей, прибывающих на своих автомобилях, постоянно растет. И все они нуждаются в качественном придорожном сервисе с едиными стандартами и ценами. Не стихийные базары, а полноценные торговые точки с проверенными местными поставщиками! В 2015 году был разработан единый стиль сезонных придорожных ярмарок. Для удобства автотуристов площадки начали оснащать беседками, в которых можно отдохнуть и перекусить. В 2020 году в концепции эко-дизайна разработан полноценный брендбук придорожных ярмарок. Через несколько лет все торговые точки полностью обновятся.

Все включено

Следующий этап — создание сети многофункциональных комплексов сервиса. Их задача — максимально покрыть нужды туристов, путешествующих на машине. На территории комплекса можно без проблем припарковать автомобиль, закупить продукты, принять душ и даже остаться на ночь. В 2019 году по поручению губернатора Вениамина Кондратьева была разработана схема размещения многофункциональных комплексов на территории края. Она включила в себя 10 существующих комплексов и 27 мест для потенциального развития новых.

Кубанское — значит с гарантией

Повышение качества продукции и контроль за производителями — важные условия успешного развития потребительской сферы Кубани. Перевод торгующих алкоголем предпринимателей в лицензированную сферу экономики стал значимым шагом в этом направлении. Рост числа проверок позволил снизить оборот контрафактной продукции на 23%. Краснодарский край на первом месте по количеству зарегистрированных производителей и реализаторов табачных изделий. Высоких показателей край добился в плане присоединения социальных объектов и аптек к системе маркировки движения лекарственных препаратов. Введение в 2018 году маркировки «Сделано на Кубани» стало закономерным результатом многолетней работы. Потребитель привык, что продукты, отмеченные этим знаком, действительно выращены и произведены местными предприятиями с соблюдением высоких стандартов.

С безупречной репутацией

Защитить уникальное географическое наименование, которое уже стало знаком качества, помогает присвоение наименования места происхождения товара (НМПТ). Департамент потребительской сферы края помогает производителям в регистрации НМПТ — начиная помощью в сборе документов, заканчивая консультациями и подготовкой пакета документов для направления в Роспатент. Давая тем самым импульс к развитию потребсферы и создавая надежный щит безупречной репутации кубанским продуктам.

Динамика в цифрах

Обороты розничной торговли выросли за пятилетку с 1,2 до 1,5 трлн руб., оптовой торговли — с 1,1 до 1,8 трлн руб., общепита — с 65,6 до 81,3 млрд руб. Рост оборота привел к увеличению налоговых отчислений в казну края на 32% — с 31,6 млрд руб. в 2015 году до 41,7 млрд руб. в 2019-м.