Если ребенок готов  к школе — не ждите до 8 лет

— Алексей Сергеевич, известно уже, как начнется учебный год — очно или дистанционно?

— Окончание прошлого учебного года выдалось сложным, и начало этого тоже будет непростым. Но мы готовимся к очному обучению, то есть к тому, что 1 сентября все школьники снова сядут за парты. Однако все будет зависеть от ситуации, которая сложится ближе к концу августа. Конечно, работать и учиться придется в новых реалиях, с серьезными ограничениями, прописанными федеральным Роспотребнадзором. Утверждены специальные санитарные правила при работе в условиях пандемии коронавирусной инфекции, и при подготовке школ к новому учебному году мы их максимально выполнили. В частности, все школы, детские сады и учреждения дополнительного образования оснащены бактерицидными лампами, рециркуляторами воздуха, дезинфицирующими средствами, масками и перчатками для персонала.

— Традиционная праздничная линейка 1 сентября состоится?

— Мы к ней готовимся, однако буквально на днях получили письмо, согласно которому Роспотребнадзор пока не согласовал проведение массовых мероприятий. Линейки не будет, но это не значит, что праздник не состоится. Ежегодно после торжественного мероприятия во дворе или актовом зале школы ученики расходились по своим классам на свой первый урок — «Урок знаний», «Урок мужества» и пр. Он всегда проходил с поздравлениями и сюрпризами, которые для детей готовили классные руководители. Это же произойдет и в новом учебном году. То есть праздник для детей и учителей обязательно пройдет, но в классе.

— Некоторые родители первоклассников, опасаясь, что обучение в новом учебном году будет снова вестись дистанционно, решили отдать детей в школу в следующем. Вы наблюдаете такую тенденцию: цифры по первоклассникам по сравнению с прошлым годом уменьшились?

— Наоборот, они увеличились. В сентябре в первый класс пойдет 18 тыс. ребят, это на 2000  больше, чем в прошлом году, но комплектация классов еще продолжается и завершится в первых числах следующего месяца. Однако если ребенок вместе с родителями переедет в Краснодар в середине учебного года, конечно, ему не откажут в месте. Но обращу внимание мам и пап на то, что по законодательству ребенок должен пойти в первый класс не ранее 6,5 и не позже 8 лет. Если вы отдадите сына или дочку в школу после 8 лет, наступает юридическая ответственность. Кроме того, при решении, с какого возраста вести ребенка в первый класс, нужно руководствоваться и его готовностью к обучению в коллективе. Если вы понимаете, что уже пора, записывайте его в школу в наступившем году.

— А что касается дистанционного обучения, оно будет применяться?

— Дистанционное обучение будет применяться как дополнительная форма, и родителям не нужно этого бояться. Ведь дистанционная форма обучения существует давно, это достаточно эффективный механизм получения знаний, дополнительная методика. Отмечу, что школы Краснодара на хорошем уровне оснащены компьютерной техникой, во всех имеется широкополосный интернет, мы продолжительное время работаем в электронном журнале. Поэтому переход наших учебных заведений во время карантина на дистанционную форму обучения как основную прошел быстро и удовлетворительно. Другое дело, что «дистанционка» как основная форма обучения все же не очень эффективна, что и доказала 4-я четверть прошлого учебного года. А как дополнительная — вполне успешная. 

Детям маски носить не придется

— С чего теперь будут начинаться занятия в школе: с измерения температуры на входе, надевания маски, обработки рук антисептиком?

— В соответствии с правилами Роспотребнадзора теперь медработник, закрепленный за школой, вместе с классным руководителем будет проверять температуру ребенка на входе в учебное учреждение. Это так называемый утренний фильтр. Если она окажется повышенной, ему дадут 10-15 минут на отдых, затем измерят снова: возможно, ребенок спешил, переволновался и пр. Если показатели останутся теми же, классный руководитель вызовет родителей и, по решению врача, передаст им сына или дочь с рук на руки либо ему вызовут скорую помощь. После термометрии производится обработка рук, затем  ученик отправляется в класс. В течение учебного дня он будет обрабатывать руки дезсредством несколько раз, напоминать и следить за этим станет учитель. Дозаторы с антисептиком установят во всех классах и столовой. 

— Понятно, что линейки 1 сентября не случится — нельзя. А какие-то массовые мероприятия будут проводиться?

— Ни в коем случае! По крайней мере, до особого распоряжения Роспотребнадзора. Не будет ни концертов, когда в актовом зале собирается по 150 детей, ни олимпиад, ни конкурсов. Кроме того, по новым санитарным правилам в принципе запрещены массовые мероприятия с пересечением потоков детей из разных классов. Поэтому мы проработали такую схему: за каждым классом закрепим один конкретный кабинет, и теперь не дети будут переходить из кабинета в кабинет, а учителя будут приходить к ним на урок. А чтобы как можно меньше учеников пересекалось в коридорах на переменах, сдвинем начало занятий для параллелей: одни классы станут приходить в школу к 8.00, другие — к 8.15, третьи — к 8.30. Эта же мера позволит нам обеспечить питание детей в столовой меньшими партиями. 

— То есть школьного звонка больше не будет?

— Мы очень хотим его сохранить, чтобы дети не отвыкли, но если звонок на урок или перемену при новом расписании будет сбивать с толку учителей или мешать учебному процессу, придется его отменить. Хотя дети всегда знают, когда заканчивается урок, еще и сами напомнят об этом учителю, так что тут я спокоен. Но как бы там ни было, школьный звонок будет звенеть утром, в обед и вечером по окончании учебного дня.

— Как будут проходить сами уроки — дети должны сидеть в масках, по одному за партой?

— По действующим правилам, в масках должен находиться только обслуживающий персонал: это сотрудники пищеблока, техслужащие, сторож и пр. Педагогический состав и дети носить их не обязаны. Что касается социальной дистанции, то по СанПиНу парты отстоят друг от друга примерно на 1-1,5 метра. Однако дети все же будут сидеть по двое, иначе на всех парт не хватит.

 По 2,5 кв. метра на ученика

— 1 сентября откроются две полноценные новые школы, но по факту они являются филиалами других учебных заведений. Почему бы им не присвоить собственные номера?

— Это произойдет, но позже. Дело в том, что открывать филиалы проще: это связано с большой документальной работой, которая ведется даже после лицензирования школы или садика еще в течение примерно полугода. Занимается этим руководство учебного учреждения, за которым закреплен филиал. Оно хорошо знает, что нужно сделать, чтобы филиал заработал в полную силу и впоследствии смог отделиться от «матери» и стать самостоятельной единицей. Таким способом за последние 5 лет мы получили 12 детских садов: открыли как филиал, а через год присвоили им собственные номера. 

— Школы и детские сады в городе сегодня растут чуть ли не как грибы после дождя. А что с их штатом — хватает ли на всех педагогов и воспитателей?

— Знаете, я как директор департамента образования раньше переживал по этому поводу: где взять кадры для возводимых объектов? Но высокая миграция, которая является одной из основных причин строительства новых учебных учреждений в Краснодаре, и обеспечивает нас профессионалами. Приезжих среди педагогов новых школ и детсадов очень много. Так что последние пять лет мы решаем задачу по набору штатов стандартными методами — через Центр занятости и размещение объявлений на соответствующих ресурсах в интернете, заявляем целевой набор на обучение в вузах. Но делаем это заранее, как минимум за полгода до окончания лицензирования учебного заведения, чтобы можно было внимательно изучить резюме кандидата и подобрать хороший, грамотный коллектив. 

— Какие мощности у наших школ?

— Новые запроектированы в среднем на 1100 мест, из новостроек 80-х годов — максимум на 800. Если говорить о старых, то там всего 600-650 мест.

— Получается, они переполнены?

— О переполненности школы или садика можно говорить только тогда, когда количество детей в учреждении не соответствуют Санитарным правилам и нормативам. Если бы, например, все 1200 учеников учились в одну смену в школе с мощностью на 600 мест. Но при организации двух смен СанПиН соблюдаются. Вообще, заполняемость школы зависит от застройки конкретной территории. Так, у нас есть новый микрорайон, в котором имеется новая школа на 1100 мест, а набрано в нее пока всего 600 детей. Со временем она, конечно, заполнится, но застройка в том микрорайоне ведется не очень высокими темпами, поэтому дети, разумеется, будут учиться в одну смену. А есть школа, где на те же 1100 мест пришло 1800 человек. Понятно, что им придется учиться в две смены.

— Что насчет третьей смены — она в наших школах есть?

— Это миф, родившийся из незнания родителями нормативных документов. Да, на практике, когда часть учеников приходит на занятия к 8.00, часть — к 11.00, а остальные — к 14.00, кажется, что смены три. Но по СанПиН процесс обучения может начинаться не ранее 8.00 и заканчиваться не позже 19.10. 

А вот как его организовать — это полностью в компетенции школы. И это еще нужно посмотреть, кому из детей везет больше: тем, кто, спросонья приходит на первый урок к 8.00 или тем, кто к 11.00 — выспавшийся и готовый воспринимать информацию. Некоторые родители жалуются, что у их детей из «третьей» смены уроки заканчиваются в 19.10. Но последний урок в школе при двух сменах во все времена заканчивался именно в это время, так что это не показатель.

— Каким максимумом ограничено количество детей в классе? 

— В 90-х — начале 2000-х годов существовало два документа: Санитарные правила и нормативы и типовое Положение в общеобразовательном учреждении. В положении утверждалось, что в классе должно насчитываться не менее 25 человек, иначе на него просто не будет выделяться финансирование. А СанПиН предписывали, что не может быть больше 25 детей. Если применить оба документа, то класс должен был состоять ровно из 25 учеников. Со временем типовое положение отменили, а  СанПиН изменились: теперь количество детей в классе ограничивается его размером: не менее 2,5 метра на ученика. И сейчас у нас учится примерно по 35-36 человек в классе. Но если кому-то кажется, что это много, пусть вспомнит, сколько детей было в его классе. Я пошел в школу в 1982-м году и был 42-м в классе. Или вот пример: сейчас в лицее №4 учится 1900 ребят, а 40-50 лет назад их было 2100! Мы выяснили это после того, как достали капсулу времени, оставленную детьми, учившимися в лицее в 70-80-х годах прошлого века. 

Не платите за то, что вам не нравится

— Алексей Сергеевич, родители первоклассников столкнулись с новым для себя явлением — родительским комитетом. Некоторые жалуются, что дети еще за парты не сели, а комитет уже деньги «тянет» на разные шторы-коврики. Можно ли не подчиниться родительскому комитету и не сдавать деньги на то, чего не хочется?

— Обязательность организации родительских комитетов в школе — классных и общешкольного — закреплена Законом об образовании с 2012 года. До этого они учреждались разными другими приказами и существовали во все времена. Они нужны для обеспечения взаимодействия с родителями, улучшения условий воспитания ребенка, потому что по нынешнему законодательству за воспитание и обучение учащихся несет ответственность родитель, а потом уже школа. Другое дело, что работа родительских комитетов иногда принимает гипертрофированные размеры, когда просят сдать деньги на все подряд. И тогда между родителями начинается ругань, которую должен пресечь классный руководитель. Но вы вправе отказаться от какого-то предложения членов или председателя родительского комитета и не сдавать средства на что-либо, это ваше полное право. Сомневаетесь в своем решении, посоветуйтесь с классным руководителем, не поможет — с директором. Но так или иначе родительские комитеты играют большую роль в жизни школы. Например, в прошлом году мы отказались от выбора поставщика питания в школу, впервые в жизни отдав это на откуп родителям. Теперь родительский комитет решает, кто будет поставлять завтраки-обеды детям, и он же вправе требовать от комбината качества продукции, так как все продукты оплачиваются деньгами родителей. Также родительский комитет выбирает и утверждает фасон школьной формы, которую потом будут носить все ученики.

— К слову, о школьной форме. Родители часто о ней спорят: одним не нравится выбранная фабрика или швея, другим — качество материала, третьим — цена. Могут несогласные с общим мнением родители отказаться скидываться на нее и приобрести форму самостоятельно?

— Конечно. Наличие школьной формы по Закону об образовании обязательно. Она утверждается уставом учебного учреждения вплоть до пуговицы, и родители обязаны ее купить или пошить точно такую же. Не нравится фасон — вы вправе заявить процедуру пересогласования, но это не значит, что будет, как вы скажете: рассматривать вопрос снова будут общешкольный родительский комитет и администрация школы. Общеобразовательные заведения не навязывают родителям, у кого заказывать форму — это ваше право, и если вы не согласны с решением родительского комитета о выбранном поставщике, сообщите, что для своего ребенка закажете или пошьете форму сами — согласно утвержденному фасону. 

— Это же касается не только противоречий по школьной форме, правильно?

— Абсолютно. Не согласны с решением комитета — не сдавайте на него деньги. Заставить вас это сделать никто не может. Вообще, мы в департаменте образования рассматриваем сбор средств на любые нужды класса или школы  как поборы, а они не допустимы. Однако благотворительная помощь может оказываться, но только с подачи родителей, а не классного руководителя или администрации школы. Такая помощь может осуществляться исключительно перечислением любой суммы на счет учебного заведения, причем после подписания соответствующего договора с директором учреждения. Если же вас принуждают к оказанию такой «помощи», обращайтесь к нам — мы наведем порядок.