Далеко ехать не нужно

В Елизаветинской на пересечении улиц Калинина и Выгонной парковка не пустует. Здесь с 28 мая работает МФЦ.

Свой станичный МФЦ оказался очень востребованным местными жителями, ведь раньше им приходилось за оформлением документов ездить в ближайший центр в город.

Разговорились с Анастасией Шейдер:

— У меня дочь-школьница и маленький сын. Раньше ездили в МФЦ Юбилейного микрорайона. Мне нужно было сына сначала оформить в детский сад, в группу кратковременного пребывания, чтобы адаптировался в новой для него обстановке, привык. Потом решили перевести в обычную группу. Ехать снова в Юбилейный — неудобно, много времени отнимает. А здесь близко от дома, нет очередей. Я коренная жительница станицы. Сейчас Елизаветинская — очень большая станица, и любому человеку периодически нужно обращаться за госуслугами. Сказать, что наш новый МФЦ — это удобно, значит, ничего не сказать. Для станицы это огромный плюс.

Десять лет назад это было в диковинку

Самый первый МФЦ в Краснодаре открыли на улице Пушкина в декабре 2009 года. Затем в феврале 2010 года появился второй —
на улице Леваневского, а вскоре и третий — на Атарбекова. Тогда МФЦ предоставляли 128 услуг. И было это в диковинку. Ведь люди до этого привыкли сами долго собирать справки, потом узнавать, что нужны были совсем другие справки, подпирать плечами многочисленные приемные.

МФЦ за 10 лет вошли в нашу жизнь. Сюда обращаются многодетные мамы, чтобы получить земельный участок для жилищного строительства. Одна из наиболее востребованных услуг — записать ребенка в детский сад. Получить или заменить паспорт, оформить социальную выплату, зарегистрировать свой бизнес. Все госуслуги собраны в одном месте и через одно окно.

А за последние 5 лет систему постарались сделать еще более удобной.

В 2015 году в Краснодарском крае функционировало 53 отдела МФЦ, тогда это были муниципальные учреждения различного типа. А с 2018 года на Кубани функционирует уже централизованная система МФЦ.

В удобное время, в удобном месте и в комфортных условиях

Стало удобнее: во-первых, унифицировали порядок и требования предоставления услуг, техническую составляющую центров. Во-вторых, реализовали принцип экстерриториальности. То есть в пределах края можно обратиться в любой МФЦ, независимо от места жительства или места пребывания для физлиц, включая индивидуальных предпринимателей, либо места нахождения (для юрлиц).

— Реорганизация задумывалась не только для того, чтобы изменить форму. Главное, чтобы люди почувствовали качественные изменения в работе центров,

— подчеркнул Вениамин Кондратьев.

Значительно увеличилось количество государственных и муниципальных услуг. МФЦ предоставляют 230 государственных услуг, что в 1,5 раза больше, чем в 2015 году (150 государственных услуг). Также в МФЦ организовано предоставление 10 197 муниципальных услуг.

— Количество обращений граждан в МФЦ подтверждает их востребованность: более 5,4 млн в 2015 году и более 7 млн обращений в 2019 году. На 1 июля 2020 года — почти 2,3 млн обращений,

— говорит директор государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» Валерий Середа.

А еще, чтобы человек сориентировался в большом массиве услуг, представленных в МФЦ, сформированы наборы услуг по наиболее распространенным 9 «жизненным ситуациям», например, рождение ребенка или утрата документов.

Сеть растет

С начала 2020 года открылись три новых МФЦ. Кроме Елизаветинской, это новый флагманский МФЦ в Краснодаре на 2-м этаже ТРЦ «СБС Мегамолл»: здесь сразу 40 окон обслуживания на площади 1460 кв. метров. МФЦ оснащен современной техникой для оперативного обслуживания и решения вопросов населения.

Почему выбрали именно этот адрес, нам пояснили в департаменте информатизации и связи Краснодарского края: «В Карасунском округе Краснодара, густонаселенном жилом районе города, существует большая потребность в получении государственных и муниципальных услуг. Открытие современного офиса МФЦ, включающего 40 окон обслуживания, несомненно, повысит их доступность».

8 июля МФЦ открыли на территории Сириуса. И это пятый МФЦ в Сочи (200 кв. м, 7 окон).

— Прием и выдача документов в МФЦ края ведется с использованием электронной системы управления, что сокращает время ожидания в очереди. Система позволяет регистрировать заявителей, отображать их статус и автоматически направлять граждан к освободившимся окнам обслуживания, — рассказали в департаменте информатизации и связи региона.

А до конца 2020 года планируется открытие еще одного офиса МФЦ в микрорайоне Дагомыс.

Фото: «КИ»

Умная экосистема для граждан

Зайдя на единый портал МФЦ Краснодарского края, можно записаться в онлайн-очередь, написать обращение, проверить свою заявку и оставить свой отзыв, раздел так и называется: «Ваш контроль». «Ваша оценка имеет значение» — призывают нас обязательно высказать свое мнение. На едином портале можно узнать и перечень услуг, и их регламент, сроки предоставления.

— МФЦ однозначно востребованы кубанцами, —
говорит заместитель председателя Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию институтов гражданского общества и правам человека Ольга Малахова. — Услуги, которые мы можем получить в МФЦ, необходимы ежедневно. Понимаем это особенно отчетливо после карантина, когда такая возможность была ограничена. А с учетом, что сейчас стоит задача перевести экономику и общественную жизнь максимально в цифровой формат, и количество МФЦ, и перечень их услуг будут расти.

— Чем отличается жизнь обычного российского гражданина сегодня от жизни поздней советской эпохи 30 лет назад? — предложил сравнить заместитель председателя ЗСК Николай Петропавловский. — Размером заветной, хранимой дома папки с тесемками, в которую сложены все документы. 30 лет назад это была очень тонкая папочка, где хранились документы на жилье, даже автомобиль был далеко не у всех. Когда люди начали стремительно строить новые юридические отношения, стало расти количество документов.

Параллельно росло и количество муниципальных, региональных федеральных госуслуг, и они все разные: у каждой свой алгоритм, свой регламент, подтверждающие справки. В том числе для того, чтобы ориентироваться в этом бескрайнем море, и появилась десять лет назад идея МФЦ.

Вначале многие даже не верили, что от нее будет какой-то толк. Мол, очередная бюрократическая задумка. Но как показало время, идея была здравая, чтобы либо живьем, либо дистанционно гражданин мог обратиться в один центр. Ключевая фраза в МФЦ: «всё — в одно окно». Количество услуг, которые можно получить через МФЦ, постоянно растет.

В МФЦ обращаются и представители малого бизнеса, решая огромное количество вопросов без очередей и бюрократии. А ведь одной из задач МФЦ и было — снизить уровень системной коррупции. Она, кстати, хорошо решается. Назвал бы МФЦ умным словом: это экосистема услуг для гражданина, которая не стоит на месте, постоянно развивает

Сеть МФЦ в цифрах

  • 60 офисов «Мои документы».
  • 286 территориально обособленных структурных подразделений в городах и районах края.
  • 1360 — общее количество окон приема заявителей.
  • 2000 человек составляет штатная численность работников сети МФЦ.

— В этой работе нельзя быть равнодушными. Наша общая задача — приводить деятельность МФЦ к единому высокому стандарту. Не только в больших городах, но и в сельской местности. Люди должны быстро и качественно получать услуги, от которых напрямую зависит решение их социальных и жилищных проблем,

— отметил Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края.