Туристы отдохнут с игристым

Между прочим, уже третий год кряду наш край попадает в перечень регионов, предоставленных для проведения экспертного тура Роскачества. И впервые за все время экспертами проводится анализ бизнес-процессов винодельческих предприятий. При этом, кроме двух главных составляющих отрасли — виноградарства и виноделия, —
в поле зрения аудиторов попали еще и энотуристические возможности винных хозяйств Кубани. Что вполне логично: ведь в последнее время все чаще одним из перспективных направлений агротуризма в нашей стране становятся винные туры, хотя сравнительно недавно о таком виде культурного досуга у нас мало кто знал.

— В отечественном виноделии произошли революционные изменения, — заметил Олег Толмачев, начальник управления виноградарства и виноделия министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. — За последние несколько лет в России и, в частности, на Кубани в отрасль направлены значительные инвестиции, что в разы ускорило динамику ее развития.

Онлайн-дегустация

Где деньги — там и технологии. Чтобы представление о вине сегодня было вполне исчерпывающим, виночерпия звать необязательно.

 — Достаточно зайти на сайт Роскачества и взять всю информацию из электронной базы, — ввел в курс дела Олег Толмачев. — Компетентная оценка экспертной группы позволит человеку сделать вывод, какой бренд и сорт вина для него предпочтительнее.

То есть можно побыть в роли сомелье на расстоянии, со знанием дела «дегустируя» как малоизвестные тиражные вина, так и массовые. Кстати, цена и тех, и других далеко не всегда напрямую зависит от качества.

— Довольно часто вино по 300-500 рублей за бутылку ничуть не хуже того, что продается за тысячу рублей и выше, — огорошил журналистов начальник управления.

 Кстати, по части качества к кубанским винам претензий с каждым годом все меньше: винодельческие предприятия коснулась серьезная модернизация, и при этом многие хозяйства делают ставку на молодые виноградники. Даже в поселке Мысхако под Новороссийском, где земля дорогая по причине ее нехватки (море, горы и между ними — полоска берега), впервые за десятилетие под новые посадки занято целых 16 гектаров.

Винный матч Крым — Кубань

Неудивительно поэтому, что по части производства востребованных, получивших всенародное признание вин Краснодарский край — впереди России всей. Не зря же из 600 прошедших аудит в прошлом году российских вин больше половины — 350 — составляли согревающие душу напитки, которые производятся на благодатной кубанской земле. Кроме того, регион выпускает сегодня почти половину всех оте-чественных вин и около трети шампанского. Впрочем, конкуренты тоже не дремлют. Речь здесь прежде всего о Крыме, однако в этой заочной «игре» пока явный перевес на нашей стороне.

— Из каждых десяти красных российских вин, производимых на территории двух соседних регионов (Краснодарский край и Крымский полуостров) и прошедших аудит, пять брендов — кубанские, три из Крыма и два из Севастополя, — проинформировал прессу Олег Толмачев. — На десять шампанских вин приходится шесть из Кубани и четыре — изготовленных в Крыму.

Ну а по белым винам перевес на нашей стороне и вовсе с разгромным счетом: восемь — Кубань, два — Крым. 

Цвет настроения — красный

О том, как важно виноделам объединиться и сообща продвигать на зарубежный рынок свою продукцию, рассказал на примере, когда весной этого года сразу шесть российских предприятий пытались пробиться к потребителю в Финляндии. В итоге заветный тендер достался… правильно, вину из Краснодарского края: горячие финские парни из дегустационной комиссии предпочли сухое красное. Но факт остался фактом: все номинанты сумели договориться, отбросить прочь конкуренцию и составить общую заявку.

А речь ведь шла не только о выходе на финских потребителей. Для победителя зеленый свет загорался: это еще и Швеция с Норвегией.

Как оказалось, в Финляндии, где существует госмонополия на спиртные напитки, люди ценят далеко не только крепкий алкоголь — вопреки стерео-типу. Так, помимо вкусовых и прочих привычных параметров, оценивался и, так называемый, «настроенческий»: экспертами дотошно изучалось, какие эмоции вызывают у человека те или иные вина.

О настроениях потребителя, его восприятии того или иного алкогольного напитка узнать можно, впрочем, не только из вердикта искушенных, наделенных полномочиями экспертов. Информацию люди зачастую получают и по сарафанному радио.

Так, к примеру, происходит в Абрау-Дюрсо. В разгар сезона туристы там буквально берут в «осаду» винные подвальчики, где идет дегустация местной винной продукции, а всю парковку вокруг занимают автобусы.

Результатом «осады» становится необычная диспропорция: по словам чиновника, если, условно говоря, в одном из винных цехов на тот момент — 200 рабочих, то посетителей учреждения — как минимум 400.

Организаторы винных туров сделали продуманный маркетинговый ход — отдыхающие, принимавшие участие в винопитии, затем рассказывают всем остальным о своих позитивных эмоциях, и люди охотно идут в эти туры.

Компьютер возле раковины

Однако процесс дегустации — это не только досуг, но и повседневная работа, в ходе которой вино приходится выплевывать.

Члены дегустационной комиссии работают в специальной лаборатории. Для каждого из них оборудован отдельный кабинет, в котором находятся компьютер и раковина. 

В компьютер эксперты «вбивают» свои ощущения и ставят оценку напитку, ну а раковина, сами понимаете.

Что касается оценок, то объективность здесь гарантирована. Дегустируемые напитки — все как один обезличены: никаких названий, только шифр с указанием сорта и цвета вина. Два последних параметра не дают особых подсказок, так что работа специалистов «вслепую» позволяет вынести всем претендентам беспристрастный и точный вердикт.

За последние 5 лет объем экспорта винодельческой продукции Кубани вырос в 4,2 раза: с 84 тысяч декалитров в 2015 году до 357 тысяч декалитров в 2019-м. В этом году в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в страны ближнего и дальнего зарубежья запланированы поставки порядка 345 тысяч декалитров шампанских и игристых вин местных производителей.