За счет проезжей части

Открыла встречу главный архитектор города Наталья Машталир, которая напомнила, что о создании первого в Краснодаре пешеходного квартала объявил мэр краевого центра в своем отчете перед жителями в конце февраля. Это запрос самих горожан, которым не хватает прогулочных зон, и которые хотели бы вернуть краснодарский «Арбат», существовавший на улице Чапаева до середины 2000-х годов.

Департамент архитектуры и градостроительства предлагает расширить пешеходную зону на этих улицах за счет сужения полос движения на них до одной. Благодаря этому места для прогулок станет значительно больше. Здесь высадят деревья, установят вазоны с цветами, владельцы кафе смогут выносить на тротуар столики для посетителей. 

Архитектор показала участникам встречи эскизное предложение по реконструкции улиц, сообщив, что пожарный проезд шириной 3,5 метра обязательно останется. По четной стороне Чапаева тротуары предлагается расширить от 5,5 до 6,85 метра, по нечетной — до 5 метров. На улице Карасунской — от Красной до Красноармейской тротуары планируется увеличить до 6 метров с одной стороны и до 7,5 метров — с другой. 

— Краснодар — южный город, теплый и солнечный, его жители любят по нему гулять, особенно — на Красной, это главный центр притяжения, — отмечает Наталья Машталир. — По вечерам в выходные дни здесь столпотворение, и чтобы рассредоточить потоки людей, мы предлагаем сделать целый квартал пешеходным, увеличив площадь тротуаров. Понятно, что при этом должны появиться и места, где пешеходы смогут отдохнуть, пообщаться, выпить кофе или покушать. То есть, реконструируя улицы, мы думаем как о людях, так и о бизнесе. 

Не спасает тройной стеклопакет

Против пешеходного квартала в целом и возвращения «Арбата» в частности выступают собственники квартир в доме на Красной, 78, торец которого выходит на Чапаева. Уполномоченная жильцами дома Валентина Колева рассказала, что во времена «Арбата» шум стоял целый день, а по ночам невозможно было спать из-за обилия питейных заведений, которые окружают их дом. Но и сейчас — немногим лучше.

— В выходные дни нам житья нет от музыкантов, которые выступают на Красной, от шумных гуляк по вечерам, от сборищ молодежи, которые в 3 часа ночи могут включить у тебя под окнами музыку в машине. Не спасают двойной и тройной стеклопакет. Я не меньше других участников встречи люблю свой город, хочу, чтобы он становился красивее и комфортнее для жизни, но не согласна с тем, чтобы по примеру Европы у нас на каждые десять метров квартала приходилось по одному общепиту.

Собственник квартиры в доме №86/1 на ул. Чапаева Александр Чекалин считает, что нарушителями порядка должна заниматься полиция, а не городская архитектура.

— Мне не нравится скопление машин на Чапаева, я хочу больше места для пешеходов, больше зелени. Хочу спокойно ходить по тротуарам, а не лавировать между припаркованными машинами.

Наталья Машталир отметила, что нужно дать возможность отдыхающим на Красной горожанам и гостям города уйти с Красной, рассредоточиться на других улицах:

— Вы сами прекрасно понимаете, что чем больше людей находится в одной точке, тем неадекватнее они себя ведут. А если появится больше места для прогулок и посиделок в кафе, то и меньше шума. Мы хотим сделать удобные тротуары, на которых места хватит всем — и пешеходам, и ресторанным столикам.

На замечание Валентины Колевой о том, что Красноармейская — самая криминальная улица в городе именно по причине нахождения на ней баров и ночных клубов, главный архитектор города возразила:

— Я специально поднимала статистику и выяснила, что чаще всего преступления в городе совершаются на улице Кирова, хотя там нет ни одного питейного заведения.

На месте бара детский сад не откроется

К жителям многоэтажек на Красной и Чапаева обратился Руслан Карпенко, владелец бара «ПетроВВодкин» на Чапаева, 85:

— Поймите, от одного вашего желания ничего не изменится: дело же не в наличии кафе или бара, а в воспитании людей. Нашему заведению не нужны шумные гости, мы просим их уйти, постоянно отгоняем машины, припаркованные рядом с баром, из которых орет музыка, потому что не хотим мешать соседям отдыхать, заниматься своими делами.

Товарища и коллегу поддержал совладелец бара, дизайнер Николай Петров:

— Даже если кафе и бары уйдут с Красной, на их месте детские сады не появятся — откроются такие же заведения. Допустим, мы закроем бар, но на наше место придет другой общепит, и не факт, что его владелец будет таким же адекватным, как мы. Как бы вы этому ни противились, но горожане, живи они в Комсомольском, Фестивальном или Музыкальном микрорайонах, продолжат отдыхать на Красной. Так уж исторически сложилось, что это «место силы», ничего не изменить. Но хочу сказать, что когда квартал станет пешеходным, на углу Чапаева и Красноармейской появится пункт полиции, и порядка станет больше.

Главный архитектор подтвердила эту информацию: администрация обсуждала такую возможность с представителями городской полиции на первой камерной встрече с жителями квартала и получила положительный ответ.

— Мы не так давно на Чапаева, 86/1 — всего полтора года, там расположена кофейня, — выступил от лица другого предпринимателя управляющий сети кофеен Coffee Set Руслан Берзегов. — Мы очень уважаем наших соседей. У нас нет колонок на фасаде, хотя это могло бы развлечь наших гостей, однако мы против — это ущемляло бы права местных жителей. И на нас никто никогда не жаловался, даже в кризис, когда мы работали навынос и возле кафе собиралось много людей. Я лично просил наших посетителей прогуляться с кофе по кварталу, чтобы не мешать соседям. По моему наблюдению, основную часть шума производит транспорт: заводится, газует, работают эвакуаторы и прочее. Но если у клиентов общепита не будет возможности припарковаться, этот шум значительно уменьшится.

Математическое моделирование

О возможности сужения полос движения на улицах в рамках пешеходного квартала спросили Сергея Камынина, начальника отдела организации дорожного движения городского департамента транспорта и дорожного хозяйства.

— По Карасунской организовано регулярное движение общественного транспорта, на Чапаева — двустороннее движение, улица в какой-то степени связывает центр с Северной, здесь довольно плотный трафик. Но чтобы картина была достоверной, требуется математическое моделирование. Сейчас главная улица города перекрывается для транспорта с вечера пятницы по утро понедельника, его потоки перераспределяются. Но если оставить всего по одной полосе на двух центральных улицах, мы можем получить в этой части города транспортный коллапс, — рассуждает эксперт.

Определиться с тем, каким быть пешеходному кварталу, нужно оперативно, так как улица Карасунская входит в нацпроект по капитальному ремонту проезжей части на 2021 год.

— На ней на всем протяжении должно быть заменено дорожное полотно, сделаны тротуары шириной не менее 1,5 метра с каждой стороны. Кроме того, проезжая часть должна иметь две полосы, — сообщил Александр Симоненко, начальник отдела содержания и развития улично-дорожной сети городского департамента транспорта и дорожного хозяйства.

Александр Чекалин предложил делать тротуары на улицах пешеходного квартала высокими или высаживать на границе с проезжей частью деревья, чтобы машины не могли на них заехать. Иначе в отсутствие второй полосы водители превратят тротуары в парковку, так что места для пешеходов не останется.

— Город, скорее всего, будет уходить от эвакуации неправильно припаркованного транспорта. Вместо этого станем расширять сеть видеофиксации нарушений ПДД, в рамках заключенного этой весной соглашения уже закуплено 10 комплектов. Каждый час стояния под знаком обойдется владельцу транспорта в 1,5 тысячи рублей. Думаю, второй раз ему стоять уже не захочется, — прокомментировал Сергей Камынин.

Подводя итоги круглого стола, Наталья Машталир заключила, что для продолжения работы над проектом пешеходного квартала требуется математическое моделирование. Когда оно будет готово, состоится вторая встреча с жителями квартала и бизнеса.