Становимся домоседами

Только я ловлю себя на мысли, что из-за бешеных пробок в городе становлюсь домоседкой? Хочется порой и в Баскет-холл поехать, и в парк Галицкого, но суровый навигатор быстренько пресекает эти попытки, и просто жаль часть своего времени проводить в автомобильной пробке. Приходится оставаться, как говорится, «на районе». Слава богу, что работа, поликлиника, рынки и магазины — в шаговой доступности. А между тем проводить время в дороге —
к сожалению, суровая реальность многих горожан, они едут в центр лечиться, работать и гулять.

— Люди не должны ездить гулять только на Красную, — уверен член комиссии по землепользованию и застройке Краснодара Владислав Амерханов. — Есть много других мест. И они сейчас активно благоустраиваются. Есть такое понятие, как многополярность города. Центры притяжения — как уже старые, так и новые, заявленные в Генплане, — и выполняют эту роль. Чтобы прекратить ежедневную маятниковую миграцию, они должны быть самодостаточными, самообеспеченными. Это и место притяжения рабочей силы, и вся социалка в округе, и зеленая зона, а также спорт и отдых — все, как говорится, в одном флаконе. 

На этот путь направлена и Стратегия социально-экономического развития города Краснодара до 2030 года.

— Одним из основополагающих начал пространственного развития является полицентричность, которая предполагает формирование районов города с полным социально-инфраструктурным и экономическим самообеспечением, — пояснил «Краснодарским известиям» представитель в СНГ разработчика Стратегии — аудиторско-консалтинговой компании Ernst&Young Евгений Панасенко. — Формирование разветвленной сети внутригородских центров притяжения позволяет значительно повысить качество и комфортность жизни — как всего населения города, так и жителей отдельных районов. Здесь много плюсов: развитие внутрирайонной и общегородской улично-дорожной сети, распределение нагрузки на инфраструктуру по небольшим районам, снижение нагрузки на социальные объекты, распределение мест приложения труда по городу. Данный принцип гармонично встроен как в Стратегию в целом, так и в отдельные флагманские проекты и направления развития. Например, развитие территорий, переданных в собственность городу Краснодару. Или такой проект, как создание единой рекреационной зоны вдоль реки Кубани или линейный парк Карасуны. 

Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, пока шла работа над проектом Генплана, всегда подчеркивал, что главный градостроительный документ Краснодара должен быть в первую очередь ориентирован на комфорт горожан и их мнение имеет большое значение. Вот почему здесь большое внимание уделяется социальной сфере как основе комфортной жизни в городе: строительству школ, детских садов в первую очередь на окраинах и на вновь развивающихся территориях. 

Где окраины? А их нет

Развитие всех городов, а Краснодар не исключение, двигалось по одному сценарию: от центра (крепости) к окраинам. С годами эти понятия изменяются. Десятки лет назад Черемушки были окраиной (и мы ездили в район мясокомбината в поля «на толчок» за модными туфлями), а сегодня это почти центр, учитывая то, как разросся город.

— Тенденция всех во всем мире — это города без окраин, — уверен заместитель председателя правления Союза архитекторов России, архитектор Семен Галкин. — Полицентрическая модель характерна для бурно развивающихся городов. А Краснодар идет именно по этому пути. Создание так называемых подцентров сокращает, а в некоторых случаях исключает маятниковую миграцию населения. Это первое. Когда в моноцентричном городе из самых отдаленных уголков люди ежедневно направляются в самый центр, к чему это приводит? К пробкам, плохой экологии, необходимости увеличения единиц общественного транспорта, созданию новых магистралей, что не всегда возможно. И, как правило, это очень затратно. Значит, нужно сделать так, чтобы все услуги, за которыми горожане едут в центр, они получали у себя, в месте проживания: работу, медобслуживание, школу, детсад, развлечения. Второе. Центры притяжения в самых разных местах города помогают очень хорошо экономить денежные ресурсы. Возьмем, например, инженерные сети. В Краснодаре, к сожалению, так сложилось, что у нас долгое время не было развития и даже просто поддержания инженерных сетей. Нужно строить новые подстанции, водозаборы. Но наиболее рационально все это строить не хаотично, а в районе вот этого большого образования, центра притяжения. Это сэкономит ресурсы и сократит их протяженность. Одно дело — тянуть километры сетей к одному моноцентру, и совсем другое — тянуть их к автономным блокам в общественную зону, которая недалеко располагается. И очистные сооружения, и подстанции — все будет сконцентрировано здесь, и это, конечно, сократит затраты. 

По мнению Семена Галкина, альтернатива идее полицентричности только одна: стихийное развитие города, жить и строить по принципу: куда кривая вывезет. Но это мы уже проходили. Когда застройщик покупал участки земли за шапку сухарей, шлепал дешевое жилье — без сетей, коммуникаций и дорог. Как там с транспортом, как люди будут до дома с работы добираться, есть ли дороги, — это никого не волновало. 

— Градостроительство — это регулирование жизни города. Правильное регулирование, — говорит архитектор. — И, конечно, то, что предлагает сегодня Генплан, — как посыл это правильно. Насколько это будет реализуемо? Давайте посмотрим.

Главный градостроительный документ краевой столицы получил финальное заключение от Минэкономразвития РФ.

— Все краевые ведомства выдали свое положительное заключение. Оставалось решить несколько вопросов с федеральными структурами. Теперь можно сказать, что самая сложная часть работы выполнена, Генплан Краснодара получил положительное заключение от всех федеральных ведомств,

— сообщил главный архитектор края Юрий Рысин.