Чтобы наладить взаимоотношения, придумали специальные тренинги, именуемые тимбилдингом. Он включает в себя игры и задания, когда члены коллектива смогут почувствовать себя командой и объединиться.

Психолог, тренер по командо-образованию Лариса Выжва рассказала «КИ», что такое тимбилдинг и образование коллектива и зачем они нужны.

Что такое тимбилдинг?

Специалист пояснила, что термин «тимбилдинг» в русском языке приобрел несколько иное значение по сравнению с тем, которое в него вкладывалось изначально. Считается, что это – построение команды. Но в нашей стране тимбилдинг ассоциируется с развлечением.

– Само по себе слово в русскоязычной литературе прижилось в разных контекстах. Серьезные специалисты различают тимбилдинг и командообразование. То, что заявлялось под термином «тимбилдинг», на самом деле не способствовало образованию рабочих команд. Яркий пример – «веревочный курс», когда группа с предприятия куда-то отправляется и выполняет различные задания. Туда же входили и корпоративные мероприятия типа банкетов, поэтому тимбилдинг в России получил специфический оттенок.

По словам Ларисы Выжва, это хороший вид отдыха, вокруг которого люди действительно сплачиваются. Однако задача другая. Командообразование – это процесс, когда люди консолидируются для достижения цели предприятия. Но оно требуется не во всех фирмах. Речь об этом идет только в случае, если на предприятии действительно командная работа и руководитель этого хочет. Чаще всего командообразование нужно в управленческом звене или исследовательской деятельности. Что касается линейного персонала, то там достаточно «веревочного курса».

– Команда всегда сплачивается вокруг лидера и цели. Причем цель должна быть общей, но в то же время такой, чтобы все личные цели участников команды были с ней соотнесены.

Это трудный процесс, обязательно проходит через конфликт внутри. Команда появляется, когда группа проживает несколько этапов в своем развитии. Переход от одного этапа к другому – задача не такая уж легкая.

Вопрос о мотивации

Тимбилдинг хорошо организует не команду, а компанию.

– Съездили в лес, сходили на корпоратив, поиграли, поразвлекались. Безусловно, команда сплотится. Но с какой целью? Конечно, там не будут обсуждаться производственные задачи. Вы неплохо отдохнете. Это построит взаимоотношения – люди, вернувшись с корпоратива, станут вспоминать эти моменты. Тут мотивация к отдыху и приятному совместному времяпрепровождению. А когда идет процесс командообразования, то реализуются процессы, связанные с функционированием и построением рабочего коллектива.

Тренер отметила, что для начала люди решают: какая именно команда им нужна, кто какую роль в ней играет, кто на что способен. Затем распределяется функционал и обсуждаются конкретные производственные вопросы. Обязательно рассматривается вопрос о правилах, по которым эта команда будет функционировать, и они потом исполняются.

– Мотивацию нельзя ни построить, ни изменить. Это вообще бессознательный процесс, и можно лишь создать условия для ее проявления.

Почему в коллективе ссорятся

Конфликты в коллективах возникают по определению. Это процесс природный.

– Цели у всех разные. Плюс ко всему есть общая цель у предприятия. Конфликт происходит, когда личные цели нужно подвинуть ради общей идеи, то есть поступиться своими интересами. Избежать этого нельзя. Любой реальный процесс становления команды обязательно проходит через цепь конфликтов, которые возникают на каждом этапе группового развития.

Она уточнила, что конфликты могут проявляться в различных формах, в том числе спорах. Если они не разрешаются, то могут происходить явления и посерьезнее, например, саботаж, откровенное вредительство, подлые поступки. Например, конфликт интересов между карьеристом и теми людьми, которые стараются больше заработать.

Как преодолевать конфликты
и что такое критика?

– Конфликт конфликту рознь. Если он личного плана, например, у кого-то увели мужа, с этим вопросом нужно идти к специалисту, психологу. Если же дело касается рабочей ситуации, то необходимо научиться понимать свои эмоции и справляться с ними. Контролировать свои переживания мы учимся еще в детстве, в процессе воспитания. Если такого умения не приобретено, то вам следует тоже обратиться к специалисту. Рабочий конфликт должен разрешать руководитель. Если он этого не делает, а самостоятельно разрешить конфликт не получается, стоит задуматься о смене места работы. Вопрос в том и состоит, что в производственных отношениях не должны преобладать эмоции.

При этом психолог пояснила, что люди не могут вообще не допускать конфликтов. Это процесс объективный, и так развиваются любые отношения.

– Например, возьмем группу альпинистов. Люди там бывают очень сплоченными: они годами ходят друг с другом. Такими же сплоченными бывают и рабочие коллективы. Это говорит о том, что все конфликты они прошли, и неоднократно. Они между собой уже переругались по несколько раз по разным поводам. В итоге они раскрылись и приняли друг друга. Тем не менее члены компании могут уходить, появляются новые люди. «Влиться в коллектив» – это означает тем или иным способом пройти через все ситуации.

Также специалист обратила внимание на то, что конфликт – это не скандал, а разные взгляды на один и тот же вопрос.

– К примеру, есть в городе клумба: вам она нравится, а мне нет. Это уже конфликт. Он незначительный, но если это касается рабочего процесса, то требуется обсуждение. Когда специалисты рассматривают, например, как изменить форму этой клумбы и ищут совместное конструктивное решение, – это критика. Но если конфликт подразумевает оскорбления и необоснованные высказывания – это уже скандал.

Методы образования команды

Лариса Выжва добавила, что во время построения команды важно не замалчивать проблемы, не уходить от обсуждения неудобных вопросов. Люди недооценивают силу обычных разговоров, уповая на какие-то уникальные методики и суперупражнения. Хороший, качественный разбор полетов с анализом, выводами, конструктивом дает более ощутимый результат.

– Если говорить о тренинге, то обычно он проходит четыре дня. Мы с коллективом, из которого требуется организовать команду, решаем конкретные задачи. Первый вопрос – как понимают само определение «команда». И люди начинают рассуждать, каждый дает свое понимание. Затем мы договариваемся, как они определяют свой коллектив. Находим понятие «Мы кто?». Важен разговор. Умение рулить группой, слышать и слушать людей – это тихая и незаметная, но очень важная работа. Со стороны, если человек сам в этом не участвует, это может выглядеть неинтересно. Поэтому такие тренинги происходят в закрытом формате, без посторонних.

Необычные методы. Какие способы сближения еще бывают:

  • Проверено на себе. Сотрудникам предлагают на себе испробовать продукт или услугу, которую предоставляют. При этом все должно происходить в команде.
  • Командное творчество. Например, создание совместной большой картины или постановка общего танца. Здесь не важны навыки в конкретном виде творчества, главное – это осознание того, что участники – команда.
  • Квест. Они также популярны. Общее задание, где нужно добраться до определенной точки или выбраться «из передряги», также положительно сказывается на формировании отношений в коллективе.
  • Костюмированная вечеринка. Еще один способ, помогающий коллективу объединиться, – подготовка и проведение вечеринки в костюмах. Пока люди готовятся к такому празднику, они обсуждают общие задачи и в то же время отвлекаются от рутины и негатива.
  • «Голый офис». Один самых неординарных вариантов предложила британская компания – прийти на работу в пятницу… без одежды. Такая идея родилась после консультации с психологом. Специалист утверждал, что такой способ усилит командный дух организации.