По рюмке шампанского – и вперед

Анатолий Панин руководил Краснодарским трамвайно-троллейбусным управлением без малого 25 лет. Именно в это время в городе появилась новая трамвайная линия в Юбилейный микрорайон: 18 ноября 1994 года она была принята в эксплуатацию, а 5 декабря открыта для движения. С открытием новой линии ул. Каляева – ул. Минская – проспект Чекистов (от ул. Калинина до Рождественской набережной), где обустроено оборотное кольцо, был организован маршрут №11. С тех пор много воды утекло, но Анатолий Панин помнит события тех лет, как сегодня:

Еще задолго до торжественного открытия трамвайной ветки мы собрались и ждали мэра города Валерия Самойленко. К нам подошел растерянный замглавы города Вячеслав Темников и объявил о том, что пришел факс из администрации края, где говорится о снятии Валерия Самойленко с должности. Это было как гром среди ясного неба! Не знали что делать – открывать трамвайную ветку или нет… Все-таки к назначенному времени подъехал Валерий Самойленко и скомандовал: «Поехали!» По традиции уже в вагоне открыли бутылку шампанского и выпили по рюмашке.

Анатолий Панин говорит, что, несмотря на эту ситуацию, ему посчастливилось еще поработать с Валерием Самойленко. На какой-то период он был отстранен от должности, но через время был переизбран на должность мэра.

Стройка длиной в 10 лет

Анатолий Панин вспоминает, что строительство трамвайной ветки в Юбилейном микрорайоне было сопряжено со многими сложностями. Самая главная из них – расселение частного сектора.

Улица Минская в 80-90-е годы XX века представляла собой узкую проселочную дорогу. На тот момент она не была проезжей. Чтобы проложить трамвайные пути, нужно было снести правую сторону частных домов по улице Минской от Каляева до Юбилейного микрорайона, а жителей – расселить. На это ушло очень много времени, и были сложности с расселением. Поэтому в общей сложности строительство трамвайной ветки заняло около десяти лет,

– говорит о событиях многолетней давности краевед Руслан Лысянский

На месте микрорайона были сплошные пески, начиная от частной застройки. А жители многоэтажек только успевали вытирать песок с окон и подоконников. Вообще, район застраивался от петельки Кубани к центру.

 По словам экс-руководителя КТТУ Анатолия Панина, все трудности того стоили. Потому что на тот момент в Юбилейный микрорайон курсировал только небольшой автобус № 9.

Трамвайный маршрут пользовался огромной популярностью: жители Юбилейного начали выходить на ул. Минскую, чтобы уехать на трамвае. Жалоб не было – одни благодарности. Через неделю в Юбилейный микрорайон пришлось пустить двойные вагоны,

– рассказывает Анатолий Панин.

Из душных автобусов – в просторные трамваи

Сегодня у жителей, особенно новых микрорайонов, тоже есть надежда, что скоро транспортные проблемы кончатся и можно будет пересесть из душных маршруток и автобусов в просторные быстрые трамваи.

По словам исполняющей обязанности директора городского департамента транспорта и дорожного хозяйства Галины Шешиной, один из приоритетов работы администрации Краснодара – развитие трамвайной сети, предполагающее строительство новых трамвайных линий общей протяженностью 23 километра в микрорайоны Музыкальный, Гидростроителей и Губернский.

 Потребность Краснодара в трамвайной линии в Восточно-Кругликовском микрорайоне чувствовалась давно. Первые сообщения о проектировании новых маршрутов появились в конце 2015 года. Тогда трамвайную ветку предлагали проложить по улице Красных Зорь через Российскую и 1 Мая до ЖК «Панорама», с выходом на улицу Героев-разведчиков. Оттуда линия должна была пойти на север – к улице Домбайской. В то время стадион ФК «Краснодар» строился активными темпами, поэтому необходимость в электротранспорте уже была очевидна. Однако этот проект вскоре заглох.

На сегодняшний день в соответствии с предварительным планом трамвай пойдет по улице Красных Зорь от ул. Достоевского, далее по ул. Российской, ул. Жлобы, ул. Восточно-Кругликовской, по ул. 40-летия Победы и ул. Героев-разведчиков. А разворотное кольцо расположится на улице Домбайской, 8/1.

По данным департамента транспорта и дорожного хозяйства, планировочная документация находится на утверждении в городском департаменте архитектуры и градостроительства. Конкретное место размещения трамвайных линий будет определено после утверждения указанной документации. Предполагается, что ее утвердят уже в сентябре 2020 года.

Дойдут до Музыкального

Схожая ситуация и у Музыкального микрорайона. Место возможной прокладки трамвайного полотна не вызывает сомнения ни у кого, кто хоть раз бывал в этом микрорайоне. Посередине дороги вдоль улицы Московской уже многие годы расположена разделительная зеленая полоса. Именно по ней по плану должен пойти электротранспорт.

 На сегодняшний день проводится госэкспертиза проектной документации, результатов инженерных изысканий и достоверности определения сметной стоимости объекта. Предполагается, что к строительству новой трамвайной ветки приступят в четвертом квартале 2020 года.

Еще один спальный район, настоятельно требующий трамвая, – Гидрострой, а именно: улицы Невкипелого, Гассия и проспект Писателя Знаменского. По предварительным планам, новая ветка пойдет от ул. Трамвайной по ул. Мачуги, затем по ул. Автолюбителей, ул. Невкипелого до дома №160/6 по ул. Бородинской.