Что взметнутся жилые комплексы, таунхаусы, школы и Западный обход, который еще недавно был участком объездной дороги, все больше станет похож на внутреннюю улицу города. Новостройки появляются как на участке между кольцами на Красных Партизан и у «Немецкой деревни», так и на участке, ведущем к поселку им. Жукова. Почему этот район называют правильно развивающейся территорией и какие проблемы предстоит еще решить, выясняли «КИ». 

Строишь дом — продумай все

В последние годы в Краснодаре наблюдается дисбаланс: на сложившуюся инфраструктуру «вешали» высотки, не заботясь о новых школах, детсадах и рекреационных зонах. И не успевали новоселы обжиться, как начинали сталкиваться с массой проблем: отсутствием школ и детсадов, дорог, общественного транспорта… Сейчас эти вопросы решаются, как говорится, вдогонку. В этом смысле район ул. Западного обхода (от ул. Калинина до «Немецкой деревни» и от «Немецкой деревни» до ТРЦ «Красная Площадь») — территория правильной застройки, так считают эксперты. 

— Политика властей Краснодара сегодня ориентируется в сторону качества жилья с точки зрения инфраструктуры, — говорит Алексей Вечеря, заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства администрации Краснодара. — Важно не только количество вводимых в эксплуатацию жилых домов, а комплексная застройка территорий, — так сегодня развивается район Западного обхода. Сегодня комплексная застройка строго регламентируется, мы и дальше будем двигаться только в этом направлении. Вся инфраструктура района Западного обхода заложена с нуля, на стадии проекта детальной планировки. Это детские сады, школы, поликлиники и др. А еще здесь планируется строительство концертного зала на 3,5 тыс. мест. Ведь комплексная застройка территорий предполагает строительство жилья, параллельно обеспечивая ее необходимой инженерной и социальной инфраструктурой. 

Баланс интересов 

В администрации Прикубанского округа подчеркивают: район Западного обхода начал активно застраиваться с 2018 года. Рядом с ним нет старых районов Краснодара, только новостройки. Сегодня он представлен десятками строительных компаний, которые возводят как высотки, так и таунхаусы, дуплексы и коттеджи бизнес-класса. 

Сегодняшний рынок новостроек не зря называют рынком покупателя. На фоне большого количества предложений люди стали гораздо более разборчивыми и требовательными, чем несколько лет назад. Поэтому девелоперы снабжают жилые комплексы дополнительными опциями, способными сделать их предложение если не уникальным, то весьма привлекательным. 

К примеру, первыми в Краснодаре социальными объектами, которые город построил на землях, переданных строительной компанией «Семья», стали детский сад «Стрекоза» и школа на 1100 мест на территории ЖК «Светлоград». Участки под оба учреждения компания предоставила с готовыми проектами, Госэкспертизой и всеми инженерными коммуникациями. В такую подготовку компания вложила около 100 млн руб., что позволило городу существенно сэкономить бюджетные средства и возвести детский сад и школу в кратчайшие сроки.

КЛАССная работа

Новая школа на ул. Красных Партизан, рассчитанная на 1,1 тыс. мест, откроется уже в этом году 1 сентября.

Сейчас в здании завершают пусконаладочные работы инженерных систем, благоустройство и озеленение прилегающей территории. На участке в 2,3 га возвели 3-этажное здание площадью 2,1 тыс. кв. метров. Школа состоит из двух блоков — обустроен блок для начальных классов на 400 мест в одну смену и блок для средних и старших классов на 700 мест в одну смену.

Рядом со школой строительная компания возвела новую многофункциональную спортплощадку для игр в баскетбол и волейбол, мини-футбол. Здесь смогут заниматься школьники и местные жители.  

Мэр Краснодара Евгений Первышов не раз подчеркивал важность участия строительных компаний в комплексном развитии территорий и создании комфортных условий для жизни горожан.

Генеральный директор строительной компании «Семья» Руслан Воруков прокомментировал «КИ»: 

— Сейчас люди меняют подход к покупке жилья: им нужны не просто квадратные метры, а комфортная среда и доступная социальная инфраструктура. Поэтому при проектировании наших комплексов мы предусматриваем и участки под социальные объекты.

Также на территории ЖК «Светлоград» открыли пункт участковых уполномоченных полиции. Помещение девелопер безвозмездно передала администрации города, мэрия оборудовала его мебелью и отдала полиции Краснодара. В пункте уже приступили к работе четверо участковых уполномоченных и двое инспекторов по делам несовершеннолетних.

Еще один  участок под строительство школы в районе Западного Обхода в собственность города передал девелопер, — территория находится на границе микрорайонов  «Южане» и «Близкий». Общая площадь участка — 2,65 га. 

Проект школы разработают за счет средств застройщика. Сейчас к участку уже подвели все коммуникации, а также оплатили технические условия для подключения будущей школы к сетям электро-, водо- и теплоснабжения, водоотведения.

Активно ведется строительство на улице Марины Цветаевой (это неподалеку от кольца «Немецкой деревни») 3-этажной современной школы на 1100 мест в каждую смену. Ее должны построить в этом году.

Школа состоит из двух блоков — для начальных классов и для учеников старших классов. 

В проекте развития этой территории уже предусмотрено строительство трех школ и пяти детских садов.

Все дело — в заторах

Елена Мурашова живет на ул. Абрикосовой в пос. Калинино, который является частью ближнего Западного обхода. Можно сказать, на ее глазах и застраивалась эта территория. Она еще в 1993 году получила земельный участок в садоводческом товариществе «Солнышко» от совхоза «Солнечный». 

— Совхоз тогда шефствовал над школой №63, где я работала преподавателем начальных классов, — говорит Елена Евгеньевна. — Я, как и мои коллеги, получила земельный надел. Потихоньку начали застраиваться, и в 2011-м с семьей переехали на постоянное место жительства в пос. Калинино, — к этому моменту садоводческие земельные участки перевели под индивидуальное жилищное строительство. 

Елена Мурашова говорит, что до 2000 года территория ближнего Западного обхода фактически представляла собой сплошные поля, которые давали под огороды различным организациям — чтобы земли не пустовали. 

— Первый ЖК «Западный город» построили на ул. Крылатской, потом появилась «Спортивная деревня» на ул. Западный обход. Чуть позже — жилой район «Светлоград», который берет свое начало от ул. Красных Партизан. Конечно, с интенсивной застройкой появилась и проблема пробок, о которой раньше мы и не знали, — рассказывает Елена Мурашова. 

К примеру, от гипермаркета «Лента» на ул. Красных Партизан до «Немецкой деревни» всего около пяти километров по прямой дороге. В часы пик это занимает около часа. Не очень хорошо, по словам Елены Мурашовой, курсирует общественный транспорт, поэтому без личного автомобиля сложно добраться из центра и наоборот. В любом случае придется постоять в пробке. 

Как вылечить дорожный тромбоз?

Выдержит ли прибавку населения Западный обход, и без того сегодня страдающий пробками? Ответ на этот вопрос можно найти в проекте Генплана, где предусмотрено строительство трамвайной ветки. Она запланирована по ул. Красных Партизан до Западного обхода и далее, до «Немецкой деревни». 

Кроме того, в перспективе планируется провести реконструкцию Почтового тракта. Это старая накатанная дорога, идущая от гипермаркета «Лента» по ул. Красных Партизан к хутору Копанскому. Возможно, что работы начнутся уже в следующем году. А со строительством дальнего Западного обхода существенно улучшится транспортная логистика в Краснодаре, потому что весь транзитный транспорт, который раньше шел через город, будет уходить по северной части, с севера на запад. В планах — реконструкция и расширение улицы Западный обход, создание необходимых пешеходных переходов, всей транспортной инфраструктуры, которая так необходима для этой бурно развивающейся территории. Фактически она станет обычной внутригородской улицей.

Зелени хватит всем 

Застройщик жилого комплекса «Светлоград» за свой счет благоустроил аллею. В работе еще две зеленые зоны. Одна из них расположена в районе школы, которая откроется 1 сентября. 

 Вторая — большая зеленая зона общей протяженностью в несколько километров — внутри самого района.

 Благодаря тому, что район Западного обхода только застраивается, у разработчиков Генплана была возможность нанести на карту объекты для качественного уровня жизни. Так, вдоль Западного обхода предусмотрено строительство около 26 детских садов и восьми школ. А также станция скорой помощи, поликлиника, объекты культурно-досугового типа. 

Обход может стать полицентричным 

По словам координатора общественного движения «Помоги городу», участника разработки нового проекта изменений в Генплан Елены Шуваловой, в модели полицентричного города, который планируется реализовать в Краснодаре, на территории Западного обхода будет формироваться один из центров притяжения. Для этого много предпосылок: хорошо развита торговля, есть рабочие места, но пока недостаточное количество социальных объектов. 

— Это такой магнит притяжения, в котором горожане в течение 15 минут пешком или на велосипеде смогут добраться до точек, необходимых для обеспечения приятной и комфортной жизни. Центры притяжения должны иметь в шаговой доступности детские сады и школы, поликлиники и места для занятий спортом. Плюс магазины и культурные центры, парки и различные сервисные службы. В идеале — место работы. Такая среда позволит жителям чувствовать себя более комфортно и отказаться от бесконечных перемещений по Краснодару, сокращая тем самым маятниковую миграцию и пробки, — подчеркнула Елена Шувалова. 

Прямая речь 

— Район Западного обхода — это одна из первых территорий, где стартовало строительство социальных объектов, и оно будет продолжаться параллельно со строительством жилья. Здесь завершается утверждение проектов планировки всей территории, и параллельно строительные компании передают нам земельные участки для социальных объектов. Первый детский сад уже построен, еще две школы будут готовы в следующем году. Кроме того, муниципалитету передан участок под строительство большой поликлиники. Рядом с новой школой на ул. Красных Партизан открыта многофункциональная спортплощадка. Это большой плюс к инфраструктуре — как новой школы, так и всего микрорайона в целом. Правильно, когда вместе с жильем для жителей строят такие спортплощадки, создают возможности для активного досуга, занятий спортом в шаговой доступности, — прокомментировал Евгений Первышов, мэр Краснодара.