Курс – на север

Территориальные проблемы возникли уже в конце 80-х. И в 1990 году Гипрогор разрабатывает новый Генплан, предлагая развивать краевой центр на север за счет сельхозземель. В нем предложили реконструировать малоценную одноэтажную застройку, уплотняя кварталы. 

– Этот проект был одним из самых сбалансированных среди всех прежде разработанных, – рассказал один из разработчиков Генплана 2004 года Сергей Илюхин. – Однако он не был даже утвержден и не получил шанса на реализацию. Северный вектор развития в смутное постперестроечное время оказался незадействованным, ежегодно в краевом центре возводили лишь треть запланированного жилья. Тогда началось массовое коттеджное строительство вместо многоэтажных домов. В результате появились целые поселки недостроенных коттеджей. 

С распадом Союза, когда земли левобережья оказались в другом субъекте Федерации – Республике Адыгея, территориальное развитие краевого центра еще больше затруднилось.

Пикник с видом на реку

– Наш маленький шанхай наползал на сельскохозяйственные угодья, – рассказывает Сергей Илюхин, – достиг предела своего пространственного роста, и развивать его решили за счет внутренних ресурсов. Именно тогда по заданию городской администрации и мэра Валерия Самойленко в институте Краснодаргражданпроект под руководством архитектора Любови Халимовой началась разработка нового Генплана.

В нем много внимания уделили экологии, комфорту проживания. Это и развитие водно-зеленой структуры Карасунских озер с выходом через центр к Кубани, и разворот города лицом к реке. На берегу реки, в черте города, предлагали создавать рекреационные зоны: пляжи, причалы, речные порты. Для того чтобы обогатить воздух кислородом и горожане могли вздохнуть полной грудью, предусмотрели внешний зеленый пояс и восстановление экосистемы пригородных балок и рек, таких как Сула, Осечки, Понура. Восстановление дренажной системы малых рек избавило бы город от подтоплений, а вместе с реконструкцией ливневки и новыми очистными сооружениями решило бы проблему загрязнения реки Кубань. Гидропарк Старой Кубани, парк и лесопарк севернее нового Восточно-Кругликовского района, ландшафтный парк в пойме Кубани восточнее Гидростроя, реконструкция парка на Затоне – немало из намеченного за четверть века было сделано. В том числе новый микрорайон и рекреационные зоны.

Без шума и пыли

Разработали даже карту шумового загрязнения Краснодара. Как объяснял ее разработчик Артур Данилян, бороться с шумом, как и с загазованностью городских улиц, следует путем реорганизации дорожного движения, создания объездных дорог, улиц-дублеров, зонирования территории города и распределения транспортных потоков. Озеленение и экраны вдоль дорог, заодно с удержанием пыли и вредных газов, снизит уровень шума на улицах.

Численность жителей к 2025 году определили в 825 тыс. человек, и это по оптимистическому прогнозу (реально в 2000 г. было 753 800).

Как и было определено в Генплане, реконструировали Краснодарскую ТЭЦ – с вводом двух мощных парогазовых установок. А вот задача довести емкость телефонной сети до 547 тыс. по городу и 61 тыс. в пригороде, то есть телефон в каждую семью, – себя изжила. Кто же тогда знал, что сотовая связь станет распространяться с такой скоростью и практически вытеснит стационарную!

В историческом центре упор делался на снос ветхого жилья. При этом высотные здания документ строить не запрещал, но настоятельно рекомендовал делать это выборочно, учитывая «колоритную старинную архитектуру».

Три кольца  и скоростной периметр

Однако гвоздем Генплана была транспортная схема. Ведь проблема пробок и двадцать с лишним лет назад была одной из самых острых городских проблем. На градостроительных советах и прочих обсуждениях Генплана главный архитектор Любовь Халимова не уставала говорить о необходимости выноса отрезка железной дороги: от станции Краснодар-1 до разъезда Витаминного. На месте «железки» планировали создать автомагистраль непрерывного движения и скоростной трамвай. 

Наряду с магистральными дорогами планировали создать три кольцевых. Малое кольцо – вокруг исторического центра, протяженностью 97 километров; Большое кольцо – в 180 километров – вдоль существующего города. Внешнее же кольцо протяженностью 443 километра охватывало область экономического тяготения краевого центра – то, что сегодня мы назвали агломерацией. Для скоростного общественного транспорта дороги планировали заглубить, сделать транспортные развязки в разных уровнях. 

Площадь зеленых насаждений намеревались увеличить в четыре раза, объединив парки, скверы, бульвары и водные пространства в непрерывную мозаику, перетекающую во внешний зеленый пояс. Разработчики проектировали новые пруды и фонтаны, вертикальное озеленение стен вьющимися растениями и сады на крышах. 

И уже совсем фантастично – но так заманчиво! – выглядит предложение архитекторов восстановить существующие до прихода сюда переселенцев дубравы вдоль Кубани, создание непрерывного природного кружева. 

На транспортной схеме мы видим, что Краснодар развивается как транспортный узел с тремя обходными дорогами для транзитного движения и системой диаметров, соединяющих центр города с обходными дорогами.

Аэродром так и не закрыли

Когда в 1996 году началась разработка Генплана краевого центра, никто не знал, что строить станут небывалыми темпами, что поток инвестиций окажется столь бурным, а транспортная схема начнет устаревать еще до начала своего воплощения. Поэтому утвержденный в 2004 году Генплан Краснодара, разработкой которого институт Краснодаргражданпроект занимался в сложных экономических условиях конца 90-х, был, что называется, Генпланом возможностей. Новый документ, утвержденный в 2012 году, стал Генпланом реальностей.

– Новый Градостроительный кодекс до 2010 года обязал каждый муниципалитет России принять Генплан развития своей территории. При его отсутствии отведение земельных участков под застройку автоматически становится незаконным, – рассказывал корреспонденту «КИ» директор городского департамента архитектуры и градостроительства Игорь Головкин в ноябре 2009 года.

Главным отличием нового Генплана от утвержденного в 2004 году стал охват всей территории муниципального образования, в том числе более трех десятков пригородных населенных пунктов, прежде не имеющих градостроительной документации. 

Одним из его приоритетов стало развитие в Краснодаре промышленности, прежде всего создание Восточной промзоны. Запроектировали и Западную – вдоль новой железнодорожной ветки, которая пойдет в строящийся на Тамани порт. Западную промзону планировали разместить в районе ст. Елизаветинской и пос. Белозерного.

Вторым приоритетом развития краевого центра должен был стать туризм. Для этого Генпланом была запроектирована большая зеленая зона – около 400 га – на территории бывшего СПК «Краснодарский», там же хотели разместить и студенческий городок.

В ближайшие пять лет намеревались закрыть и военный аэродром – еще около тысячи гектаров почти в центре города, Минобороны дало согласие.

Еще один резерв, который тоже хотели активно использовать под жилую застройку, – пойменные земли между пос. Гидростроителей, ул. Бородинской и старым руслом Кубани. Под застройку планировали отдать и часть земель института биологической защиты растений – и дальше, в сторону Елизаветинской.

По прогнозу к 2050 году число жителей должно было достичь почти 2 миллионов человек.

Не поспевают наши генпланы за стремительно приезжающими понаехами!

От пробок спасет «Краснодарский транзит» 

А вот как решать транспортную проблему предлагали десять лет назад. 

– Снизить нагрузку позволит строительство многоярусных внеуличных надземных и подземных парковок, – комментировал схему главный архитектор Краснодара Игорь Головкин, – а также ограничение парковки на наиболее загруженных улицах. Дороги разгрузит и строительство двух транзитных кольцевых автомобильных дорог, связывающих Краснодар с близлежащими населенными пунктами, – ближнего и дальнего западных обходов города, строительство и реконструкция существующих транспортных развязок. И, конечно, строительство скоростной автомобильной магистрали и скоростного трамвая по проекту «Краснодарский транзит».

Так выглядел бы район Северных мостов после реализации проекта «Краснодарский транзит».

Кстати, в 2010 году (как и в последующие годы) к этому проекту на международном форуме в Сочи Краснодару удалось привлечь внимание не только бизнеса, но и членов российского правительства.

Что было сделано по генпланам 2004 и 2012 годов и что осталось незавершенным?

Своими соображениями на этот счет поделилась Любовь Халимова, главный архитектор генпланов, заслуженный архитектор Кубани. 

Вдоль реки Кубань

– Был возведен Восточно-Кругликовский район, запланированная в документе парковая зона стала «городом спорта» – с Баскет-холлом и другими спортивными объектами.

Появилась общественная и жилая застройка: вдоль ул. Покрышкина и далее – район Немецкой деревни, вдоль Западного обхода – до улицы Красных Партизан, вдоль улиц Лукьяненко, Дзержинского, район Молодежный. Продолжили, как видим сегодня, застройку жилого района Гидростроителей и северной части города.

То есть, считает главный архитектор генпланов, были предложены эффективные решения развития городских территорий, отвечающие темпам строительства. К сожалению, оказались перекрыты для проезда – и в основном общественного транспорта – ул. Кирилла Россинского и ул. Солнечная. Последнюю планировали как одну из основных широтных магистралей, соединенную с магистралью «ДОН» (М-4) и ближним Западным обходом.

Продолжается разработка проектной документации перспективных направлений на восток: в район поселков Знаменский – Плодородный; и на запад: это земли, прилегающие к ст. Елизаветинской, п. Колосистому. То есть идет развитие города вдоль реки Кубань, в широтном направлении «восток-запад».

Мы видим, что при разработке нынешнего Генплана максимально поддержано и частично реализуется озеленение, это большой плюс, – считает Любовь Халимова.

Новое здание Кооперативного рынка, представленное на Международном экономическом форуме «Кубань-2007» в Сочи.

Но ж.-д. стоит железно

К сожалению, была остановлена разработка проекта утвержденной в Генплане дороги непрерывного движения протяженностью 12 км в центральной части города: от ж.-д. ст. Компрессорная (с устройством пересадочного комплекса и двухуровнего перехода ул. Стахановской – Солнечной) до железной дороги Тихорецк –

Краснодар-1 с виадуком через нее. После выноса участка железной дороги в границах полосы отвода на ее прежнем месте был предусмотрен скоростной трамвай – с использованием существующих мостовых переходов и выносом элеватора (его, правда, вынесли). 

– Значение выноса железной дороги для города очень велико. Новая магистраль – по трассе выносимого участка железной дороги – минимум в шесть раз увеличила бы пропускную способность, снизив транспортную нагрузку с главной улицы города – Красной, что позволило бы сделать ее пешеходной. А организация распределительного движения и съездов городских магистралей: Тихорецкой, Ставропольской, Воронежской, Северной, 40-летия Победы, Колхозной – способствовала бы ликвидации в городе автомобильных пробок, в том числе в районе Офицерского моста, – убеждена главный архитектор генпланов. 

– Сегодня город имеет перекос развития в восточном направлении, надо развивать западное, в том числе на ныне существующих сельхозземлях.

До каких пор город Краснодар будет выращивать на своей территории сельхозпродукты? Западное направление очень важно, и хотя сейчас застройщики идут туда робко, но это вполне реально. И ведь не обязательно использовать эти земли только под жилую застройку. Там можно создать новый научный городок, комплексы, учебные центры – у нас сколько школ недостает!  Впрочем, – завершает разговор Любовь Халимова, – какие бы проектные решения ни принимались, остановить город в своем развитии невозможно. Однако Генплан призван не тормозить, а давать направления его устойчивому развитию, утверждать основные факторы, благоприятствующие комфортной жизни человека.