«Краснодарские известия» пообщались с архитекторами, урбанистами и местными жителями и выяснили, как предложенная концепция отразится на развитии Краснодара.

Потребность в комфорте

Член Союза архитекторов России Артем Слюсаревский пояснил, что такой регламент — это шаг вперед в плане развития и формирования архитектурно-городской среды. Существующие правила благоустройства не могут в достаточной степени определять все объемно-планировочные и стилевые параметры зданий и как раз введение ОПР способствует комплексному совершенствованию архитектурного облика города, задавая единые правила игры для всех.

— Это упрощает работу профессионалов. Когда требования создавать качественную архитектуру зафиксированы в нормативных документах, заказчики не воспринимают это намерение как блажь архитектора. Если говорить о Западном Обходе, то застройка на этом направлении ведется активно. Данный участок относится к въездным маршрутам и, естественно, по его облику многие будут формировать первое впечатление и судить в целом о Краснодаре.

Однако Артем обратил внимание на сложности, которые могут возникнуть.

— Единственный момент, который смущает, — это последующая реализация и общее понимание инструмента застройщиками, которые должны не только воспринимать это в качестве дополнительного ограничения, но и видеть в этом потенциал, в том числе, и экономический. Разумеется, в долгосрочной перспективе качественная архитектура должна окупаться. Здесь речь и про возможность более высокой аренды, и про комплекс нематериальных маркетинговых эффектов. Но зачастую при разработке проектно-сметной документации и строительстве заказчики не мыслят в категориях долгосрочной экономической эффективности. Именно поэтому важно сформулировать новые стратегические сценарии и донести их до застройщиков.

Архитектор пояснил, что помимо этого нужно обеспечить обязательное выполнение регламента для всех участников.

— Не должно быть ситуаций, когда в одном месте регламент соблюдается, а через 200 метров находятся способы, как обойти правила. Причем эти способы могут быть абсолютно легальными. То есть, новый инструмент с позиции применения на практике должен быть органично встроен в существующую нормативно-правовую систему.
Наш город значительно вырос за последние годы. В таких условиях застройщикам было проще конкурировать друг с другом — любые объекты продавались. Введение такой рамки, как регламент, помимо прочего способствует увеличению конкуренции: сложно сдавать в аренду плохое здание рядом с соседом, если тот построил хорошее.
Для девелоперов новой формации введение нового регламента — это возможность снять репутационные сливки и отстроиться от конкурентов.

Сейчас, по мнению специалиста, парадигма мышления потребителя меняется от советской «достаточно» на современную «комфортно».

— На сегодняшний день все сложнее представить девелопера, который не думает, например, о благоустройстве своих объектов, так как отсутствие подобных факторов может убить рентабельность. Это справедливо и в отношении коммерческой недвижимости. Я уверен, что регламент будет способствовать формированию устойчивой городской среды, так как позволит ускорить обозначенную выше перемену «от достаточности к комфорту».

Единый стиль нужен на всех въездах в Краснодар

Краснодарский художник Виктор Линский поделился своим мнением о проекте. По его словам, концепция визуально приятна.

— Меня очень радует то, что происходит в последние годы в Краснодаре. Наконец-то начата работа над внешним обликом отдельных улиц и города в целом. Мне нравятся многие проекты, которые сейчас предлагает департамент архитектуры. Что касается  предложенной концепции архитектурного облика Западного обхода, могу сказать, что выглядит она весьма интересно. Должен правда уточнить, что я не видел никаких подробностей проекта, в том числе нанесения на реальную карту местности, и  могу судить только по той информации, которую встречал в СМИ. Но если я правильно понимаю, на этом месте раньше были поля, а сейчас активно идет многоэтажная застройка. Судя по представленной визуализации, архитектурный блок, состоящий из нежилых помещений, будет своеобразной ширмой, отделяющей жилую зону от парковок и шума дороги. Думаю, это хорошее решение.

Он отметил, что работа по преображению города ведется большая, но за пять лет все равно, скорее всего, не удастся что-то кардинально поменять. 

— Было бы хорошо перенести стиль, предложенный в проекте концепции Западного Обхода на все  въезды в город. Я имею в виду въезды в Краснодар со стороны дамбы, Ростовского шоссе, Яблоновского и Тургеневского мостов. Если бы этот дизайн-код получил распространение на весь город и пригород, то это благоприятно сказалось бы на внешнем облике города и на его инвестиционной привлекательности.

Но художник обратил внимание и на обратный эффект. В Краснодар начнет приезжать еще больше людей.

— Наш город развивается и это очень хорошо. Но уже сейчас городская инфраструктура не справляется с наплывом людей, которые хотят связать своё будущее с Краснодаром. Перед администрацией стоят глобальные вопросы по модернизации и улучшению городской среды. Я хочу верить, что городские власти смогут решить эти задачи. А также надеюсь, что лет через десять мы будем жить в удобном, безопасном и комфортном не только для автомобилистов, но и для пешеходов, современном городе.

Уже было в Москве

Урбанист Денис Лысов рассказал, что концепция, которую предложили для Западного Обхода, уже была реализована в столице нашей страны.

— Новая концепция застройки улицы Западный Обход — советская утопия. Первое впечатление от визуализации, представленной департаментом архитектуры, — чувство, что попал в Москву 1975 года, где смелость и прямолинейность архитектурных форм очень характерна для восприятия мира этих годов. Новая концепция очень похожа на Ленинский проспект или Новый Арбат, где вдоль проспекта возведены типовые здания, наполненные символизмом эпохи. Бетонные монолитные конструкции, стеклянные витражи — архитектурный стиль, который относят к советскому конструктивизму. То, что мы видим в новой концепции — очень перекликается с этими мотивами. При этом проект будут дополнять современные отделочные материалы. Если не считать, что однотипные здания вдоль проспекта — скучный современный прием архитектуры, то эта задумка имеет много плюсов, в качестве организации и упорядоченности строительства.

Урбанист назвал факторы, которые могут привести к негативным последствиям при реализации концепции.

1. Застройка будет производится частными компаниями, согласование будут проходить только фасады. Застройщик будет снижать стоимости строительства, что приведет к использованию недорогих материалов, похожих на проектные, дешевой рабочей силы.

2. Западный обход уже застроен не по этой концепции, как она будет сочетаться с уже сложившейся застройкой — неизвестно.

3. Западному Обходу присвоен статус объездной дороги, имеющей четкие предписания по назначению съездов, отбойников и других проектных особенностей, которые так или иначе будут влиять на архитектурную составляющую новой концепции.

— Я уже год добиваюсь во всех инстанциях возможности устройства пешеходных переходов в районе «Экспограда» и «Ленты». Все безрезультатно как раз из-за статуса этой дороги. Считаю, что эта проблема намного важнее, чем архитектурный облик улицы, так как от нее напрямую зависят жизни людей.

Что хотят местные жители

Михаил Фокин, который живет недалеко от Западного Обхода, считает, что такие проекты нужны населению. При этом он тоже акцентировал внимание на безопасности.

— Уже давно напрашивалось разработать единый архитектурный стиль не только первой линии застройки, а всего района в целом. Застройщиков очень много и у каждого свое видение. Это может портить общую картину! Желательно, чтобы эта практика использовалась не «местячково», а по всему бурно застраиваемому городу. Ведь это не только красиво, но и удобно. Помимо внешности застройки необходимо подумать об улично-дорожной сети. Западный Обход начинает задыхаться в пробках. Для этого требуется ее расширить на всем протяжении плюс создать дублеры. Нужно модернизировать развязку в районе Немецкой деревни, а также построить подземные и надземные пешеходные переходы, тем самым обезопасить жизнь пешеходов и увеличить скорость машинопотока.