О том, с какими сложностями столкнулись организаторы PhotoVisa, и что ждет зрителей в этом году, «Краснодарским известиям» рассказала арт-директор, сооснователь фестиваля Ирина Чмырева и директор-сооснователь Маша Гольдман.

Расскажите, как проходит подготовка к фестивалю? Есть ли какие-то сложности? Чем фестиваль будет отличаться от предыдущих?

Ирина Чмырева:

— Я могу лишь сказать, что сложности были, и очень большие, поскольку коронавирус затронул весь мир. Он затруднил международные отношения и перемещения людей. И наша задача — быть площадкой для фотографов, где они лично могут общаться с коллегами со всего мира и получать консультации от профессионалов — российских и зарубежных — в области фотографии. Эта задача сейчас затруднена.

Маша Гольдман:

— Боксер-философ Майк Тайсон сказал, что у каждого есть план, пока он не получил удар в лицо. Мы, завершив десятую PhotoVisa, начали готовиться к новому формату фестиваля — биеннале, работали с партнерами в России и по всему миру, начали сборку событий из множества деталей. И вдруг стало понятно: все, что мы так тщательно собираем, вряд ли реализуемо в нынешних реалиях. Было принято непростое решение перенести фестиваль на следующий год, при этом собрав друзей PhotoVisa этой осенью в онлайн-пространстве. 

Ирина Чмырева:

— Да, именно поэтому мы приняли решение, что в октябре будем проводить онлайн «Неделю PhotoVisa. Клуб друзей». Это будет серия лекций, встреч и портфолио-ревю в дистанционном формате. Мы посмотрим кратко «клиповый» вариант того, что сделали за этот год наши друзья — те, кто уже приезжал на «ФотоВизу» со всего мира и знаком российскому кругу друзей фестиваля. Это будет своего рода площадка для отчетов и дискуссий о новых путях фотографии 2020 года.

Сам фестиваль в оффлайн-формате в виде реальных выставок и приезд гостей из других государств и регионов мы переносим на 2021 год. Такой формат уместен, поскольку мы сможем лучше подготовиться и обезопасить краснодарцев и гостей от этого невидимого современного врага — коронавируса.

И именно поэтому я не могу сказать, что это сложнее или легче, чем наши фестивали прошлых лет. Это совершенно другой формат. Мы смотрим на опыт наших коллег по всему миру. В этом году PhotoVisa уже участвовала как партнер в австралийском фестивале HeadOn, который всегда проходит при огромном стечении людей в Сиднее. Но в этом году он первым в мире из фотографических фестивалей целиком прошел в онлайн.

Но все-таки мы решили, что не уходим онлайн целиком, поскольку наша аудитория нуждается в физическом присутствии и возможности общаться без границ. Собственно то, что всегда было девизом PhotoVisa, — фотография, которая дает нам визу путешествовать по всему миру и визу приглашать гостей со всего мира в Краснодарский край.

Фото: пресс-служба PhotoVisa

В этом году заявлена тематика «Память: Война и мир». Почему такой выбор?

Ирина Чмырева:

— Выбор темы, которую мы анонсировали на 2020 год, «Память: Война и мир» был связан с празднованием юбилея романа Льва Николаевича Толстого, который повлиял на всю мировую культуру XX и XXI веков. Также в этом году 75-летие окончания Второй мировой войны. Мы надеялись, что сможем поговорить о том, какой след оставляет война в мире, как люди ее преодолевают, как они живут с таким опытом и строят мирную жизнь. Главную тему фестиваля тем не менее переносим на 2021 год. Считаю, что подготовленная нами программа достаточно хороша, чтобы быть костяком нашей биеннальной программы нового формата PhotoVisa в 2021 году.

Маша Гольдман:

— Когда Евгения Карпанина, исполнительный директор и творческий генератор фестиваля, предложила эту тему, мы практически без обсуждений ее приняли. Ирина Юрьевна объяснила почему. Но чтобы еще расширить эту бездонную тему, добавлю лишь, что каждый человек, живущий в этом мире, периодически оказывается на своей личной войне. События этого года еще раз это подтверждают.

Участников из каких стран можно ждать на следующей «ФотоВизе»?

Ирина Чмырева:

— Среди тех, кого мы приглашаем на первую биеннале PhotoVisa, будут гости из западного и восточного полушария, в том числе фотографы с острова Куба. Для нас это очень важно, поскольку мы чуть ли не единственный фестиваль России, который показывает кубинских авторов уже не в первый раз. Как раз хотим с одним из современных кубинских документальных фотографов сделать онлайн-встречу уже в этом году.

Кроме того, у нас будет сильная театральная составляющая. Это фотографы, связанные с миром современного искусства театра. Те, кто сам создает перформансы или вовлечен в работы других. Это будут авторы из Франции и Австрии.

Сколько работ для участия уже прислали?

Ирина Чмырева:

— Результаты конкурса мы всегда подводим в конце августа. Тогда будем считать, сколько же работ прислано. Обычно практика такова, что последние недели дают самое большое число участников, поэтому в процессе мы никогда не говорим, сколько работ поступило.

Маша Гольдман:

— Работы продолжают поступать. Будем надеяться, что этим летом авторам будет что рассказать о мире, и жизнь не подкинет новых «немирных» тем.

Ирина Чмырева:

— В 2020 году мы впервые проводим конкурс фотокниг в двух номинациях. Это тиражные издания по фотографии и авторская, рукотворная фотокнига. У нас международное жюри. Мы делаем этот конкурс вместе с международной фотографической платформой LensCulture, это первое подобное сотрудничество в России.

Мы постарались учесть пожелания и рекомендации наших консультантов в области фотокниги. Среди них — крупнейшие эксперты и дизайнеры, работающие в этой области. В этом году, в октябре, представим шорт-лист в формате онлайн. В следующем году, во время биеннале, мы покажем выставку победителей. Информация об этом конкурсе на сайте фестиваля.

Приоткройте завесу программы: какие выставки, экскурсии и мастер-классы запланированы? Известны ли точные сроки проведения?

Ирина Чмырева:

— В сентябре у онлайн «Недели PhotoVisa. Клуб друзей» будет программа, доступная всем желающим на нашем сайте. Программу перенесенного фестиваля мы анонсируем в следующем году.

Онлайн-программа пройдет в четвертую неделю октября. Сам фестиваль в музеях, на выставочных площадках, в вузах, лекториях, кинотеатре «Кубань» в Краснодаре — это третья и четвертая недели октября следующего года.

Как отразилась ситуация с пандемией на фестивале?

Ирина Чмырева:

— События отразились очень значительно, поскольку мы обычно в начале лета вовсю занимаемся организацией приезда иностранных гостей. Чем раньше начинаешь это делать, тем, естественно, оказывается лучше цена на билеты, остается достаточно времени, чтобы у всех гостей появились визы для приезда в Россию. Сейчас мы не можем этим заниматься и понимаем, что не можем гарантировать приезд гостей в октябре. Кроме того, очень многие зарубежные партнеры не готовы к тому образу сотрудничества, который у нас был традиционно. Поскольку ни они, ни мы не можем гарантировать сохранности здоровья. Безусловно, сложность ситуации привела к тому, что изменение формата приводит и к изменению бюджетов.

Маша Гольдман:

— Для PhotoVisa самое ценное — это личное присутствие: встречи, обмен энергией, возможность знакомиться, обсуждать, вместе смотреть, придумывать. Онлайн-территория, безусловно, дает бесчисленные возможности. Этой осенью будем их задействовать, но мы по-прежнему стремимся к встречам лицом к лицу. И с фотографией, существующей физически в виде отпечатков, и главное — со старыми и новыми друзьями. Если спросить десятки друзей PhotoVisa по всему миру, что делает краснодарский фестиваль особенным, чаще всего можно услышать: атмосфера. Это ценность человеческих встреч, которую будем сохранять всеми силами.

Будет прослеживаться тематика пандемии во время фестиваля?

Маша Гольдман:

— Сейчас многие авторы снимают проекты на эту тему. Фотографы всегда одними из первых реагируют на ситуацию вокруг, и многие кадры, снятые весной-2020, безусловно, останутся в истории. Думаю, есть вероятность, что на конкурс этого года мы получим работы о войне с вирусом и мире в это непростое время.

Ирина Чмырева:

— Да, насколько я понимаю, тема пандемии так или иначе будет представлена в рамках конкурсных заявок PhotoVisa этого года. Мы приобретаем новый опыт действий онлайн. В следующем году посмотрим, как развитие событий еще будет отражено в фотографии, безусловно, будем следить за этим.

Как думаете, даст ли ситуация с коронавирусом новый толчок в искусстве? Как в целом ситуация повлияет на него, на ваш взгляд?

Ирина Чмырева:

— Что касается коронавируса и искусства — это очень сложная тема. Многие старые формы искусства оказываются недоступны во всей своей полноте из-за невозможности физического общения. Мы не можем пойти в концертный зал, чтобы там почувствовать энергетику исполнителя так, как привыкли. Мы не можем присутствовать в театральном зале на спектакле. Мы не можем рассматривать произведение искусства в выставочном зале под любым ракурсом и останавливаться перед ним насколько хотим, проводить время с одним произведением или кругами проходить одну и ту же выставку. Это все влияет на то, как искусство живет в современном мире, как оно взаимодействует со зрителем, слушателем, читателем. Кроме того, художники, как и все люди, испытывают психические нагрузки. Они еще и тоньше, сильнее все переживают. Их жизнь в экономическом плане никогда не бывает легче, чем у других людей, а сейчас поддержка искусства и культуры не может быть лучше, чем поддержка медицины — и это естественно.

Но с другой стороны, этот период заточения оказался для многих авторов временем интересных экспериментов, появления новых замечательных работ. Думаю, что в будущем именно эти работы мы будем стараться представлять нашим зрителям. Поэтому в этом году мы сделаем специальную программу.

Маша Гольдман:

— В долгосрочной перспективе влияние новых условий — карантина и изоляции — нам только предстоит оценить. Из того, что мы можем видеть сегодня — поиск фотографами новых средств и способов съемки. Оказавшись в режиме самоизоляции, фотографы фиксируют происходящее, используя онлайн-съемку. Технологии позволяют, независимо от расстояний и сложившейся ситуации, снимать врачей, людей, переживших болезнь. Это очень важно, ведь такие кадры станут документом нашего безумного времени.