— Сложно ли быть Пушкиным? Как проходило перевоплощение?

— Я не старался быть Пушкиным. Это гиблая затея: он жил давно, а я — сейчас, в другой среде и с другими ценностями. Мы сразу договорились, что создаем альтернативную историю: как бы выглядел и действовал поэт, живи он в 2020-м? Наверное, копал бы грядки, водил машину и вел влог. Из очевидных примет классика оставили только бакенбарды, знакомые даже школьнику. 

— Меняют ли письма поэта сложившееся о нем представление?

— Если бы его сейчас разбудили и сказали, что он — «наше все», уверен, поэт бы воскликнул: «Да боже упаси!» Из писем видно, что Пушкин был скромным человеком, сам силу своего дарования недооценивал, свои работы часто ругал, даже когда они ему нравились. Помните, что он воскликнул, закончив работу над «Борисом Годуновым»? «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» Но он занимался тем, что ему нравилось. 

— Вы сейчас практически ровесник того Пушкина, который маялся на карантине вдали от любимой. Вначале поэт, констатируя отсрочку свадьбы, пишет, что охладел к Наталье Гончаровой, позже, что уже готов повеситься от разлуки. Сегодня мужчины такие же? 

— Я вращаюсь в творческой среде, поэтому присущие Пушкину некоторая меланхоличность, с одной стороны, и холеричность, с другой, есть и во мне. Но больше нас роднит другое. Пушкин умел действовать в предложенных обстоятельствах, не размениваясь на пафос. И находил лучшие решения из возможных. Я стараюсь поступать так же. Подумайте только, он сумел сделать простонародный язык, а русский тогда считался именно таким, языком большой литературы! Оказавшись в ловушке в карантине в Болдино, создал гениальные произведения! И никогда не изменял себе, даже в отношениях с властями. Для меня его образ где-то перекликается с Сергеем Шнуровым: оба, живя в очень неоднозначное время, смогли отразить эпоху и при этом монетизировать свой талант. 

— Совпадали высказывания героя с вашим мнением?

— Да, всегда. Я понимаю ход его мысли. Другое дело, что для меня так и осталось восхитительной загадкой, как же он писал? Такое ощущение, что поэт внутри себя говорил стихами, сразу мыслил стихотворно. 

— Много серий посвящено личной истории Пушкина и Натальи Гончаровой. Зная всю сложность их дальнейших отношений, вы бы поддержали тещу, препятствующую их свадьбе? 

— Я смотрю на конфликт со стороны Пушкина. Ее отказ — это, безусловно, мещанское решение: «За кого замуж, за актера? За художника? Свою дочь не отдам. Они ж босяки!» Притом Пушкин бедным не был, имел связи в определенных кругах, да еще и получил имение в наследство. 

— Сейчас по-другому? 

— Нет, конечно, если ты не Филипп Киркоров. Вы можете представить себе поэта, который монетизировал свой талант? Никакая теща мещанского склада ни за актера краснодарского театра драмы, ни за писателя, ни за художника свою дочь отдавать не захочет. Все осталось также. 

— Пушкин написал: «легкомысленность бесчувствия не есть истинная мужественность» и рванул в обход кордонам… 

— В зачумленную нижегородскую губернию разбираться с наследством. Иначе какой он жених? Я его понимаю. Он страстно влюблен. У него есть невеста и есть цель. Все остальное не существует, нет даже ценности своей жизни. Главное, добиться Натальи! Другое дело, что потом он осознает серьезность ситуации и пишет «Пир во время чумы». Потрясающий текст! Сейчас его надо читать буквально всем. 

— Как проходили съемки в условиях изоляции? Сложно самому себя снимать? 

— Нет, быстро привык. В принципе, все было расписано, но я позволял себе импровизировать, не идти за сценарием. Иной раз это случалось непроизвольно. Однажды во время съемки ко мне пристали две здоровые дворовые собаки, бежали и лаяли. Пришлось снять, как я их прогоняю — и это один из самых смешных моментов сериала. 

— Костюмы сами продумывали?

— У меня была только та одежда, которую я взял с собой в изоляцию — мы всей семьей поехали к родителям жены в Горячий Ключ. Думали, проведем там неделю, а остались на несколько месяцев. Так что свой гардероб я продемонстрировал продюсерам Жене и Лене, мы посмеялись, а потом они каждую серию расписывали, в чем снимаемся, чтоб не повторяться. Стали художниками картины. 

— Есть драйв от работы?

— Конечно. Сейчас у всех есть страх потерять на карантине деньги, работу, отношения. Но кризис это не крах, а возможность обрести новое. Пушкин за это время завершил последние главы «Евгения Онегина», написал «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии». Превратил потерю в приобретение. 

— А вы что приобретаете? 

— Занимаюсь ремонтом, репетирую в Зуме по два-три раза в день, снимаюсь в «Пушкин 20.20», сейчас появился еще один онлайн- проект. Жизнь продолжается. 

Интересный факт

За время болдинского карантина Пушкин написал 18 писем невесте и друзьям. Еще одним источником информации для сценаристов о том периоде стали более поздние заметки и воспоминания современников. Из этого литературного материала авторы отобрали те фрагменты, которые составили законченный сюжет: поэт едет в деревню, чтобы получить наследство и, наконец, сыграть свадьбу, его застигает карантин, Пушкин три месяца пытается прорваться к невесте в Москву, но его раз за разом разворачивают. Мучается, злится, а в итоге создает бессмертные произведения.