Но, по мнению экспертов краснодарского рынка недвижимости, это произойдет не раньше, чем новая трамвайная ветка будет сдана в эксплуатацию: одного объявления о начале преобразований и даже самого факта строительства недостаточно. 

Стройка года

Несмотря на то, что пандемия COVID-19 существенно сказалась на расходах и доходах бюджетов всех уровней, власти Краснодара намерены выполнить обещание, данное ранее горожанам, и начать строительство трамвайной линии на ул. Московской — от ул. Солнечной до ул. Петра Метальникова. К слову, это будет первая прокладка трамвайных путей в краевом центре за последние 22 года. 

Уже в середине июня мэрия планирует получить положительное решение экспертизы по проекту, в начале июля — разрешение на строительство с последующей реализацией строительно-монтажных работ. 

Это часть благоустройства многострадального Музыкального микрорайона, в котором, по некоторым данным, проживает от 55 до 120 тыс. человек — точное количество населения микрорайона пока никто не брался подсчитать. Также городские власти при поддержке краевой администрации намереваются по- строить в районе или рядом с ним школы (одна из них — на 1100 мест — уже возводится на ул. Изобильной в соседнем Российском поселке), детские сады и поликлинику и отремонтировать ряд улиц внутри него. 

Ремонт дорог должен начаться уже в этом году. Известие о начале строительства трамвайной ветки жители Музыкального приняли на ура. Учитывая, что утром и вечером Московская и параллельные ей магистрали Российская и Ростовское шоссе стоят в многокилометровых пробках, альтернативный вид транспорта станет спасением для большинства местных жителей и тех, кто работает в микрорайоне. 

Новая линия — другие цены

Но это еще не все. Собственники жилья в Музыкальном понимают, что с продлением трамвайной линии стоимость их квартир повысится, и, значит, со временем при желании они смогут их удачно продать. Если же в обозримом будущем здесь произойдет запланированное властями благоустройство, микрорайон наконец сможет сменить неофициальный статус гетто на обычный спальный микрорайон. 

— Не могу сказать, на сколько процентов повысится стоимость жилья в Музыкальном, но она точно вырастет, если вдоль района проложат трамвайные пути, — уверена Вера Соловьева, исполнительный директор агентства недвижимости «93 Регион-Строй». — Сейчас многие покупатели отказываются от приобретения жилья там именно из-за отсутствия трамвая. Конечно, общая неблагоустроенность района также играет ключевую роль в принятии решения, но развитая система общественного транспорта очень важна. 

— Да, строительство трамвайной линии даст скачок цене, но незначительный, — согласна с коллегой Яна Батуева, директор агентства недвижимости «Аинс». — Говорить об этом можно будет только после того, как ветку запустят. Но в любом случае Музыкальный остается самым заманчивым по стоимости жилья, люди выбирают его. Имеет значение приближенность к крупным компаниям, где люди могут работать — рядом с микрорайоном расположен головной офис компании «Тандер» и другие организации. 

blank

В 500 метрах от остановки

— Однако можно предполагать, что этот разрыв в ценах на недвижимость в Музыкальном и иных районах города немного сократится в связи со строительством трамвайной линии, и такого дисконта по отношению к среднерыночной цене через несколько лет уже может не быть, — говорит гендиректор MACON Илья Володько. — На сколько процентов поднимется стоимость жилья? Думаю, смело можно прогнозировать 7-8% в течение первого года после открытия ветки. Это касается домов как внутри Музыкального, так и по соседству с ним, которые будут находиться примерно в 500 метрах и менее от ближайшей трамвайной остановки. 

Эксперт отмечает, что в первую очередь влияние на стоимость жилья оказывает все, что связано с улучшением транспортной структуры микрорайона, будь то расширение подъездных путей, строительство новых развязок, запуск новых маршрутов общественного транспорта и пр. В Москве, например, цена на жилье в районе, где планируется новая ветка метро, сразу взлетает. Еще на этапе стройки она может вырасти на 15-20%. 

В городах без метро стоимость жилья повышается при прокладке новых линий общественного транспорта, особенно там, где пройдет электротранспорт, в первую очередь — трамвай. Но в отличие от столицы, где строительство метро — это одна из главных и нерушимых стратегий развития мегаполиса, которая осуществляется при любой экономической ситуации, на периферии расклад иной. Здесь недостаточно одного лишь сообщения или даже начала строительства ветки (вдруг стройка заморозится) — требуется введение ее в эксплуатацию, чтобы цены на жилье стали повышаться.