Корона-бонус 

У каждого из нас есть районы- фавориты, где мы живем или мечтаем жить. Микрорайон-мечту каждый выбирает по каким-то своим причинам, чаще всего мы отдаем предпочтение территории с развитой инфраструктурой, но находящейся вдали от магистралей, с обилием зелени и чистым воздухом. Но Краснодар для всех разный: кому-то здесь дышится легко, а кому-то — не очень. 

«КИ» составили экологическую карту нашего города, чтобы понять, какие районы более благополучны с точки зрения загрязненности воздуха и, следовательно, более комфортны для жизни, а от каких по возможности следует держаться подальше. 

Перемены в жизни большого города в связи с введением карантина отразились на каждом его жителе. Краснодар лишился своих привычных атрибутов (в том числе и тех, по которым мы точно не будем скучать) — многокилометровых пробок, возмущенных сообщений от водителей в «разговорчиках». 

О плюсах карантина и введенных ограничениях говорят не только медики, которые на передовой в борьбе с коронавирусом, но и экологи. 

— За время карантина по всем замеряемым веществам зафиксированные среднесуточные и максимально разовые концентрации в атмосферном воздухе в районе постов контроля загрязнения не превышают установленных нормативов, концентрация замеряемых веществ значительно ниже, — говорит начальник отдела экологического мониторинга МКУ «Центр озеленения и экологии» Полина Тимошенко. — Это в первую очередь связано с тем, что в период карантина в городе значительно уменьшилось количество автомобилей на дорогах. 

Общую картину рисуют… посты

Мониторинг атмосферного воздуха в Краснодаре осуществляет МКУ «Центр озеленения и экологии» на базе четырех стационарных постов контроля загрязнения атмосферного воздуха и передвижной экологической лаборатории для измерения уровня загрязненности атмосферного воздуха. Они находят- ся в разных уголках города: на ул. Постовой, 34; ул. Атарбекова, 54/2; ул. 40-летия Победы, 22/2; на проспекте Чекистов, 31/10. 

На постах постоянно отслеживается состояние атмосферного воздуха: измерение концентрации загрязняющих веществ, метеорологических параметров, уровня гамма-фона. Информация с постов поступает в режиме онлайн в информационно-аналитический центр МКУ «Центр озеленения и экологии». 

— Основной объем выбросов вредных веществ дают именно автомобили плюс промышленные предприятия. На основе данных каждого поста формируется общая картина по состоянию атмосферного воздуха в целом по городу, — подчеркивает Полина Тимошенко. 

blank
Информация с постов о состоянии атмосферного воздуха поступает в режиме онлайн в информационно-аналитический центр МКУ «Центр озеленения и экологии».

Как чист и вкусен воздух 

Самым экологически чистым в городе микрорайоном в Центре озеленения и экологии называют Юбилейный, включая район КубГАУ. 

Его еще сами жители называют городом в городе — из-за хорошей инфраструктуры, скверов и аллей. 

Строительство Юбилейного началось в 1987 году. Свое название микрорайон получил потому, что его строительство собирались завершить к 200-летию Краснодара. 

— Здесь нет крупных магистралей, промышленных предприятий, введен мораторий на жилищное строительство. Зато много зеленых «легких» — аллей, скверов, бульваров. Отсюда и хороший результат, — поясняет Полина Тимошенко. 

Неудивительно, что в Юбилейном микрорайоне цены на вторичное жилье, новое-то не строится, всегда высоки. 

От песка до зелени 

— Я очень хорошо помню, как выглядел Юбилейный, стоявший в низинном пойменном месте на намывных песках и не имевший озелененных зон до начала застройки, — говорит депутат городской Думы Краснодара Аслан Нехай. — Пустырь с песком, куда свозили мусор, место, которое люди обходили стороной. Я тогда был студентом и в числе многих намывал песок. Не было, конечно, и дорог. Помню, как строили проспект Чекистов, который входил в состав первого и второго Западного, — так неофициально строители называли Юбилейный микрорайон. Вообще, Юбилейный — это экспериментальный район, который создавался грамотно: обустраивали инфраструктуру и только потом строили жилые дома. И если бы не 90-е, когда начали распродавать земельные участки под детские сады, школы и поликлиники для жилищного строительства, это был бы образцовый во всех смыслах микрорайон. 

Рейтинг чистоты 

На втором месте — Фестивальный микрорайон. Причины все те же: отсутствие крупных магистралей и обилие зеленых зон. 

Старый центр Краснодара более-менее благоприятен для проживания из-за большого количества парковых зон. Исключение — магистральные улицы: Северная, Красная и Индустриальная. К экологически благоприятным районам относят и новые районы, где инфраструктура еще не до конца сформирована, а промышленные предприятия расположены далеко от жилых массивов. Благодаря всем этим факторам воздух там чище. Это, в частности, ст-ца Елизаветинская, пос. Знаменский, хут. Ленина, пос. Южный. 

В антирейтинге — районы, которые находятся рядом с промышленными организациями, и те, где наблюдается интенсивное движение транспорта. Это район «Сити Центра», или Яблоновского моста, и район ул. Уральской. 

Не нужно быть экологом, чтобы понимать: состояние атмосферного воздуха в районе проспекта Чекистов благоприятнее, чем в районе ул. Постовой. 

Город будущего 

Можно ли с помощью правильного озеленения отдельно взятой городской точки улучшить качество воздуха? Этот вопрос «КИ» адресовали советнику мэра Краснодара, ведущему российскому специалисту по вопросам формирования комфортной городской среды и зеленого каркаса Александру Водянику. 

— Вопрос непростой и не одного года, но вполне решаемый, — говорит Александр Рафатович. — Необходимо провести диагностику на содержание кислорода, загрязняющих веществ, сделать анализ воздушных потоков, ведь город — мощное турбулентное поле. После диагностики нужно определить энное количество зеленых зон, которые обладают способностью воздействовать на окружающую среду Краснодара, что в конечном счете улучшит состояние атмосферного воздуха. Эта технология реализована во многих городах с более плотной застройкой, чем в Краснодаре. Почему до сих пор этот метод не применили в нашем городе, не знаю. Зато он будет реализовываться в рамках проводимого по инициативе мэра кубанской столицы Евгения Первышова проекта по созданию зеленого каркаса, который должен мелиорировать параметры атмосферного воздуха. Зеленый массив площадью 6 га сможет изменить городскую среду, соответственно, качественно повлиять на состояние атмосферного воздуха. 

«Зеленый» каркас поможет

— У нас идут активные дискуссии о строительстве «зеленого каркаса», который должен стать основой городской среды. Это серьезный, комплексный и масштабный проект, реализовать который можно лишь с учетом опыта ведущих экспертов в этой области. При этом зеленый каркас — это не только количество деревьев на квадратный метр, но и много связанных с этим показателей, среди которых климатические особенности Краснодара и вопросы экологии, — отметил Евгений Первышов.

По словам Александра Водяника, создание зеленого каркаса в городе — это грандиозный проект: только первый этап займет до пяти лет. И это при условии, что над ним станут работать высокие профессионалы — ученые университетов. Первый результат можно будет увидеть через 10-15 лет. 

— Распространенное мнение о том, что зеленые легкие города и районы рядом с ними, парки являются идеальным местом с идеальным состоянием атмосферного воздуха, не совсем верно: Краснодар и его окрестности несут колоссальную антропогенную нагрузку, с которой не всегда справляются, — считает доцент кафедры ботаники, директор Ботанического сада им. И.С. Косенко КубГАУ Александр Лавриненко. — Почему? Потому что вырубка лесополос, поджоги травы и застройка земель рождает эрозию почвы. При этом, хочу подчеркнуть, я ни в коем разе не умаляю роли парков — рекреационных зон, где концентрация углекислого газа гораздо ниже. 

Зеленый каркас — проект, реализуемый в Краснодаре, та самая нить, с которой будет вязаться общая картина благополучной экологической обстановки в городе.