За неделю многие из них привыкли и уроки даже понравились. «Краснодарские известия» поговорили с несколькими педагогами и узнали, как прошла первая неделя обучения на самоизоляции.

Трудно ли учиться самым маленьким

Учительница второго класса одной из школ Новороссийска Анна Головко поделилась своим опытом проведения уроков.

— Мои уроки начинаются с голосовых сообщений детям в WhatsApp, на фоне которых кричат коты. А если серьезно, мы понемногу привыкаем к новому режиму. Думаю, что нужно влиться. Самый первый урок я провела онлайн в Zoom. К нему долго готовилась технически, все сверяла, тестировала вместе со знакомыми. В итоге гладко все равно не прошло. Часть детей не подключились, сервис жутко тормозил. И детей всех не видно — у меня 26 учеников! Подумала, что это нечестно, когда видишь часть класса и только они отвечают. Поэтому на следующий день мы сменили формат и я стала отправлять им голосовые сообщения: все также, как и на обычном уроке: «Дети, открыли учебники, достали тетради». Это исключает и посторонние шумы. Если даже дети молчат, то на фоне почти у каждого то птички, то собачки, то младшие братишки-сестренки, то родители. Это все отвлекает других.

По словам учительницы, школа рекомендовала платформу «Учи.ру», но можно пользоваться и другими. Сама она выбрала кобинированный вариант: задания на платформах, полнительные видеоуроки и учебники.

— Хорошая платформа «российская электронная школа» (РЭШ). Там все готово, тренировочные задания даже есть, но она сильно виснет. Тему «Пунктуация» она сегодня не открыла. Нам сказали иметь второй вариант урока на случай, если платформа не откроется. Я сегодня была готова. Когда не запустилась платформа, мы открыли учебники и выполнили другое задание. Плюс готовых видеоуроков в том, что можно посмотреть ссылку позже, вечером, например. Ситуации разные бывают. Есть многодетные семьи. Там сложно сразу обучаться всем школьникам: либо техники не хватает, либо родители не успевают следить. Я с понимаем отношусь. Пришлют в полночь сделанное задание — ничего, проверю.

По словам Анны Головко, обязательным условием дистанционного обучения является обратная связь. В школе строго контролируют, кто присутствовал на уроке и чем занимался.

— У детей своя отдельная группа в WhatsApp. У родителей другая. С помощью групп общаемся на уроке: они спрашивают, что и как делать, какой сейчас урок. Также и у других учителей. У меня каждый день все родители выходят на связь. Мы отправляем завучам отчеты: кто был из них, кто нет. Также так указано, какой урок я провела, какую ссылку дала, что рассказывала. Все подробно описывается. Обязательно контролируется, кто вообще не вышел на связь. У нас четкое расписание уроков, которые учителя согласовывают. Математика, русский язык, чтение, окружающий мир и английский. Это пять предметов, которые точно мы даем в началке.

Уроки в начальной школе длятся по 20 минут. Столько же — перемены. Педагог отметила, что сначала этого казалось мало, но потом все начали укладываться в положенное время. Некоторые присылают задание во время положенного отдыха — и такие ребята есть.

Фото: pixabay.com

— Еще на каникулах я продумала такую схему заданий, чтобы у детей было разнообразие. Например, пятиминутный видеоролик. Затем столько же времени отвожу на выполнение тестового. Под конец даю из учебника задачу и примеры. Они успевают. Ребенок сделал работу в классе и тут же отправил ее фотографию мне. У меня, например, сейчас было две работы по математике, еще две — по русскому. Это четыре фотографии, английский — пять, чтение — шесть. Всего более 150 работ от моих учеников — это все надо проверить. Я открываю графические программы и начинаю там править изображения — то есть работы. Это сложнее, чем выставление оценок в обычные тетради. Вот об этом почему-то никто не говорит. Но за несколько дней я подстроилась. Если домашки выполнены на отлично, я просто сообщаю оценки и пишу в сообщении, на что нужно обратить внимание. В какие-то дни даю задания с платформы, например, тесты. Там сразу виден результат каждого ученика.

В школе, где преподает Анна Головко, учителей не ограничивают в способах проведения уроков. Каждый учитель выбирает для себя оптимальное решение.

— Например, учительница английского языка подготовила презентацию и записала отдельно свой голос — получился шестиминутный ролик. Сделано все качественное, она комментирует то, что показано на слайдах. Подготовка к такому занятию отняла у нее все выходные. Но тут есть нюанс: предметникам, у которых вся параллель, с этим проще. Она сделала один ролик и показывает его всю неделю каждый день. И стоит учитывать специфику предмета — к английскому другие требования. А в началке такой подход не получится.

Учительница призналась, что в дистанционном обучении для детей есть плюсы. Например, стеснительным ученикам лучше работать самостоятельно. Даже за неделю они улучшили свои результаты. Да и в целом удаленная учеба приучает к самостоятельности.

Как отнеслись к дистанционке в старших классах

Учительница русского языка и литературы Инна Александрова преподает русский язык и литературу в шестом, седьмом и двух десятых классах. В них от 25 до 29 человек. В средней школе уроки длятся по 30 минут. Педагог рассказала о платформах, с которыми работает школа, а также о возникших трудностях. Школа использует три платформы: «Учи.ру», «ЯКласс» и РЭШ. Каждый учитель сам выбирает, какой предмет где ему дать.

Основной проблемой, с которой столкнулась преподаватель, был медленный интернет у учеников. Также не все дети и их родители владели технологиями и ориентировались в компьютере. Некоторые сложности возникали из-за того, что школьники медленно читают задания и долго думают. Это уже зависит от психологических возможностей — все ученики разные.

Учитель отметила, какие платформы работают лучше. По ее словам, «ЯКласс» хорошо справился с задачей, но РЭШ немного подвел.

— Я сама, как и все, сижу в интернете, отслеживаю, кто как работает, кто что делает. РЭШ сдала позиции: платформа висит. В первый день мне пришлось очень быстро переориентироваться — найти новое задание за десять минут, пока длилась перемена. Зато урок состоялся. Платформа РЭШ хорошо работает во второй половине дня и вечером. «ЯКласс» — молодцы, не подвели. Для учителя должна быть хорошая реакция, чтобы быстро найти выход.

От учителей требуется дополнительная подготовка, но все зависит от темы. Инна Александрова уточнила, что у всех педагогов разные учебно-методические комплексы, а на платформах есть не все темы. Поэтому приходилось искать примерные темы по той программе, которая есть. Однако учителя не забывают и об учебниках.

— Помимо платформ есть учебники. Учитель пишет задание по учебнику, что нужно делать в тетради. Когда ребенок выполняет какую-то письменную работу, он ее фотографирует и отправляет на электронную почту учителю для проверки. Преподаватель открывает ее, смотрит и оценивает, затем указывает ученику, что правильно, а что нет. Либо как вариант, если техника позволяет, домашние работы можно распечатать и отметить там ошибки. В дальнейшем работа продолжится по учебникам, потому что их тоже никто не отменял.

Краснодарская учительница поделилась, что школа рассматривала различные программы онлайн-конференций. Однако ни одна из них не подошла.

— Пробовали Zoom, но он виснет, потому что много детей находится в конференции одновременно. Урок английского языка, где по десять человек, с помощью такой платформы провести еще можно. Но для полных классов, где по 30 учеников, она не работает. Скайп тоже не совсем удобен.

Инна Александрова отметила, что теперь на уроках иногда с детьми присутствуют родители. Они часто бывают на связи. Что касается самих учеников, то, по мнению учителя, пока такая форма обучения им дается тяжело.

— Обычно они приходят на урок и им все разжевывают, а теперь детям приходится самим все делать. С моим классом переписываемся через соцсети: объясняю, что отрыть и как сделать. Что касается других классов, то я пишу сообщение, отправляю его классным руководителям, чтобы они скинули в группу своим детям. Суматошное было начало недели и четверти, но я думаю, что все встанет на свои места, все привыкнут.

Музыкальная школа не отстает

Дистанционное обучение коснулось и школ искусств. Сначала для многих учителей такой формат вызывал шок. Учительница сольфеджио и фортепиано музыкальной школы Красноармейского района Ирина Осипенко рассказала, что намного было сложнее подготовиться, чем проводить урок.

Фото: pixabay.com

— Подготовка вызвала много стресса. Представьте, мне за 50 лет. Я умела пользоваться только поисковиком в интернете. А соцсети у меня были только для общения с дочками — они давно уехали из нашей станицы. И когда мне сказали, что надо вести прямые трансляции в Instagram, я очень переживала. Разбиралась с этим, звонила родне. Проблема была и в том, что для наших предметов платформ нет. Нужно все искать и составлять самому.

Сольфеджио проходит один раз в неделю. А фортепиано — индивидуально с каждым учеников по два раза в неделю. Первые занятия оказались не такими страшными.

— Результат неплохой. У нас основная форма — это WhatsApp. Общаемся только через него. Я заранее скачала электронные учебники по теории, все загрузила на Google.Диск. Хотя у учеников могут не дойти руки из-за нагрузки по основным предметам. Обязательно они должны сделать фотографии своих нотных тетрадей. Затем их присылают мне и я смотрю. Если нужно что-то сыграть или пропеть, делаем это через голосовые сообщения — благо у всех есть музыкальные инструменты.

На занятиях по фортепиано все перешли на видео- и аудиозаписи. Ребенок дома играет и записывает это, затем присылает на проверку. Все обсуждается, где и какие недочеты. Бывает, когда с каждым ребенком проводят онлайн-урок. Ученик звонит по WhatsApp, ставя телефон рядом с инструментом, а учитель в процессе игры комментирует.

— Знаю, что хореограф проводит уроки по такой схеме. Единственное, там иногда используют Instagram. Учитель выходит в прямой эфир, показывает движения, дети должны повторять и тоже записывать свои видео, как они это выполняют.

Ирина Осипенко считает, что музыкальная школа пока справляется со своей задачей. Многим детям даже стало проще. Не нужно нести в школу скрипку или разогревать перед занятием руки — дома тепло, комфортно.

— Сейчас удаленно даже оркестры репетируют. Думаю, что и нашей школе такие перемены под силу.

«КИ» писали, что директор департамента образования Краснодара Алексей Некрасов 20 апреля рассказал, как прошла первая неделя обучения школьников. По его словам, дистанционная форма — пока единственная возможность продолжить обучение.