Заключив соглашение, бизнесмены сегодня не спешат ударять по рукам — чтобы не заболеть коронавирусом. К тому же нынешние технологии позволяют обойтись не только без тактильных ощущений, но и без общения с глазу на глаз.

Электронный торг уместен

…Хотя нет: вариант тет-а-тет здесь вполне допустим, если торговый партнер находится не в четырех стенах офиса, а на компьютерном мониторе. В общении онлайн в приоритете ныне безопасность, ну а комфорт с экономией времени — приятный к ней «довесок». Одним словом, диалог на расстоянии уверенно и прочно входит в повседневную бизнес-практику.

— Сейчас мы часто организуем различные сеансы видеоконференцсвязи, — сообщил Роман Воротников, руководитель Центра координации поддержки экспорта Краснодарского края. — В них участвуют федеральные и региональные органы исполнительной власти края, сотрудники регионального центра поддержки экспорта и представители бизнес-сообществ. 

Современные инновации практиковались в бизнесе и раньше, однако сосуществовали в сочетании с наработанным годами форматом живого общения. 

— Наш центр регулярно оказывал содействие кубанским экспортерам в организации их участия на зарубежных крупнейших международных выставках, организовывал бизнес-миссии и приемы иностранных делегаций с целью продвижения кубанских товаров на экспорт, — поясняет Роман Воротников. — Это позволяло бизнесменам, что называется, представить покупателям товар «лицом». 

То есть — на других посмотреть и себя показать. Теперь все это — вчерашний день: нежданная напасть наложила временный запрет на такие контакты. 

Свежо питание 

— Сейчас «договор на расстоянии», без бесед за чашкой кофе, — оптимальный вариант для торговых соглашений, — убежден Валерий Эрнст, экономист. — Именно за ним сегодня будущее. 

С учетом нынешних реалий работает и Центр поддержки экспорта. Собирая информацию о деятельности экспортеров, изучая и анализируя возникающие преграды, он помогает предпринимателям сориентироваться среди всевозможных вариантов и предложений, правильно выбрав партнера по бизнесу. 

— Что касается малого и среднего бизнеса, то на экспорт кубанские предприниматели отправляют широкий перечень товаров — начиная от продуктов питания и стройматериалов и заканчивая оборудованием и мебелью, — уточняет Роман Воротников. — А вот, допустим, зерном и алкоголем заграницу снабжают крупные предприятия. 

Фура — дура, клик — молодец

Сделав выбор импортера, можно далее не тормозить и с отправкой товара. Скажем так, решить этот вопрос одним махом. Вернее, одним кликом. 

— Предоставляемые нами электронные площадки кардинально упрощают процесс отправки экспортных товаров, — говорит руководитель Центра. — Наш Центр оказывает поддержку в размещении кубанских компаний на популярных электронных площадках, далее компании находят там партнеров, проводят переговоры и отправляют туда свой товар. 

Может Центр «разрулить» и другие ситуации: если, к примеру, страна-импортер закрыла границу, или вдруг фура с грузом до заказчика не доехала. Кстати, КамАЗы-большегрузы и прочие тяжеловесы на колесах в эпоху пандемии уже не актуальны: автодорожную логистику постепенно вытесняет морская. Во времена, когда кордоны на замке, море экспортерам очень пригодится. 

— Я бы рекомендовал поменять термин «закрытие границ» на более точную формулировку — «введение ограничительных мер», — заметил руководитель Центра. — Ведь в большинстве случаев закрыть полностью границу невозможно — если, конечно, ваш торговый партнер не Северная Корея. 

Дождется дерева Китай

Сегодня зачастую море дает карт-бланш кубанскому предпринимателю, в распоряжении которого даже не одно, а целых два незамерзающих морских бассейна. Так было и в недавней истории с партией пиломатериалов, с отправкой которых в Поднебесную возникла заминка из-за коронавируса: вероятнее всего, в ближайшем будущем их доставят морем к пункту назначения — к решению проблемы с «зависшими поставками» оперативно подключился Центр. В другой аналогичной ситуации, в которой тоже фигурировал Китай, ведомство Романа Воротникова сумело оперативно предоставить экспортеру альтернативный рынок сбыта: на Поднебесной в бизнесе свет клином не сошелся.

В общем, в любой ситуации есть выход из положения. Правда, сегодня так считают далеко не все кубанские предприниматели. 

 — Не представляю, как жить дальше, — разводит руками Андрей Золотницкий, владелец мини-цеха по производству растительного масла в Кореновске. — «Корона» вконец разорит и меня, и моих конкурентов. 

Алибаба и сорок бездельников

Но, как говорили в таких случаях древние римляне: «А теперь давайте выслушаем и другую сторону». 

— Надо быть конченым бездельником, чтобы повторять, как мантру: «Шеф, все пропало!», — рубит с плеча Виталий Левченко, овощевод из Каневской. — Сегодня у предпринимателей есть прекрасная возможность получить от властей поддержку и выйти из кризиса. 

Однако для этого, как минимум, необходимо, чтобы и сами власти были в курсе трудностей наших бизнесменов. 

— Для нас сейчас очень важно, чтобы каждый кубанский экспортер, столкнувшийся с проблемами в своей коммерческой деятельности из-за закрытия зарубежных рынков, мог сообщить о них в РЭЦ, — подчеркнул Роман Воротников. — Система мониторинга ключевых проблем нами уже сформирована.

На Центр надейся, но сам не плошай: на помощь в трудную минуту может прийти обычный гаджет. 

— Новые торговые площадки за рубежом предприниматель нередко находит самостоятельно, задействовав онлайн-ресурсы, — продолжает тему собеседник «КИ». — Все большую популярность приобретает сайты «Алибаба» и «ABей» для продвижения продукции. 

Война — войной, доход — по расписанию

То есть важно не лениться и не впадать в отчаяние? 

— Надо поддерживать в первую очередь тех бизнесменов, кто продолжает «барахтаться», всеми силами пытаясь удержаться на плаву, — продолжает тему руководитель Центра. — У кого нет сил или желания противостоять свалившимся трудностям, тем помочь гораздо труднее. 

Впрочем, при точечной поддержке важны факторы не только волевые, но и отраслевые. Предположим, выход на зарубежные рынки срочно понадобился производителям целлюлозы, которая необходима для производства медицинских масок. Конечно же, таким предпринимателям — и карты в руки. А вот, допустим, некоторые другие виды бизнеса, при всем к ним уважении, в сложившейся сегодня ситуации могут немного и подождать. 

Что ж, на войне как на войне: определенный вид товаров отныне в особой цене. И пока коронавирус продолжает «военные действия», кому-то простой лоскут марли способен принести астрономический доход. 

Но это уже совсем другая история…