В духе беспокойной эпохи

Одна из тем, активно обсуждаемых в нашем городе, — новый Генплан. И тут любопытно вспомнить, каким предстал перед заинтересованной общественностью Генеральный план Краснодара в апреле 1923 года — его еще называли планом Юнгера. 

— Это был весьма революционный проект, в духе той беспокойной эпохи, — говорит о нем член Союза архитекторов России Олег Субботин. 

Каким же был этот документ? Нельзя ли взять что-то из него сегодня? Или он навсегда останется лишь фактом градостроительной истории? 

На финансирование проекта «города будущего» революционная власть выделила 1000 рублей золотом, а разрабатывал его архитектор А.Н. Юнгер, отдельно проектировался речной порт и железнодорожный узел. 

Краснодар, разделив на старую и новую части, меняли кардинально. В старой части центром предполагалось сделать пересечение улиц Красной и Дмитриевской (ныне Горького). Отсюда к вокзалу Краснодар-1 прокладывали диагональную улицу, своим противоположным концом выходившую к Сенному базару. Диагональ спроектировали и в центр Покровки (район ул. Садовой), откуда эта магистраль — через Дмитриевскую Дамбу — вела на вокзал.

Центр — на бугре у рощи

А как грамотно, с учетом экологии и озеленения, была спроектирована новая часть города! По предложению Юнгера, центр новой части Краснодара должен быть на бугре против Чистяковской рощи, к западу от нее. В северном направлении от ул. Северной проектировалось семь отдельных по- селений, расположенных в парках и соединенных улицами двух типов — бульварными и деловыми. В этой же части предполагалось разместить вузы и спортивные сооружения. Весь город окружался цепью насаждений — пресловутый зеленый пояс, который мы уже 100 лет без малого не можем «затянуть»! 

Дубинка по этому проекту становилась фабрично-промышленным районом, без жилых кварталов, а с городом-садом она соединялась через Карасун (тогда еще не засыпанный) — мостами и дамбами. 

Река Кубань 100 лет назад была и труженицей, и кормилицей, по ней ходили груженые баржи, шлепая колесами, басовито гудели пароходы. Поэтому отдельный раздел Генплана был посвящен созданию речного порта. Местом для его обустройства предлагался берег Кубани — от бывшего сада братьев Шик (напротив горпарка) до Панского кута (район современной ул. Воронежской). Выбранный участок был удобен своим местоположением — близостью и к железной дороге, и к промышленной части города. А для урегулирования течения предлагали (в пределах порта) построить канал со шлюзами! 

Железнодорожную сортировочную станцию намеревались обустроить на линии Краснодар-1 — Лорис, при этом существующие вокзалы оставались пассажирскими. 

— Авторами проекта представлен план прекрасного города-сада с огромной станцией, портом и мощным отдельным фабричным районом, — писал в апреле 1923 года корреспондент газеты «Красное знамя». 

Над проектом ломала копья общественность, его неоднократно обсуждали на заседаниях горсовета, но он так и не был реализован: слишком дорогостоящей оказалась бы замена прямоугольной планировки основных транспортных магистралей на диагональную. 

А вот что интересно: стало бы в результате меньше пробок на дорогах? Вряд ли, все бы стояли на диагональных улицах. Да и кто вообще думал о пробках 97 лет назад? Хотя некоторые идеи Юнгера все же были претворены в жизнь: развитие северной части города, постройка товарно-сортировочной станции, промзона на Дубинке и др. 

Дом Советов — на Сенном

А вот Генплан 1940 года краевому центру был необходим. Краснодар — быстро развивающийся промышленный центр богатого хлеборобного края, число жителей — более 200 тыс. человек, и в ближайшее время должно возрасти вдвое. 

Новый Генплан призван превратить краевой центр в «новый социалистический город, достойный великой сталинской эпохи». 

Центр — площадь Сенного базара, где собирались возвести красивое здание Дома советов и разных краевых наркоматов (сейчас ЖК «Центральный»). Главной улицей планировалось сделать Октябрьскую, значительно расширив ее. 

Как писал архитектор Булатов в газете «Большевик», «речной порт механизируется, там построят новые пристани и реконструируют существующие. Будет изменен и городской транспорт: по главным магистралям пройдут троллейбусные линии». 

На месте, где находился лес Круглик, предполагалось разбить большой парк с центральным стадионом (и ведь разбили — и парк, и стадион сейчас лучшие в стране). А вокруг Карасунских озер проектировали устроить центральный городской гидропарк: надо же, об этом думали еще 80 лет назад!