На стыке эпох


Один из первых домов нового времени — здание на ул. Коммунаров, 3, на пересечении с ул. Пушкина.

Дом необычный, очень своеобразный — это здание на стыке двух эпох, перехода от буржуазного модерна  к конструктивным, простым архитектурным решениям. Два этажа, два подъезда, восемь квартир. В здании печное отопление — дымовые трубы на крыше сохранились по сей день, хотя сейчас в доме все центральные коммуникации в наличии, — рассказала научный сотрудник Художественного музея им. Ф.А. Коваленко Ксения Стрельцова.

Информация о годе его постройки весьма противоречива. На сайте регистрации прав собственности значится 1918 год, на сайте памятников культурного наследия — 1924-й, а сами жильцы  уверяют, что дом построен в 1927 году.

Если провести пескоструйную обработку дома, мы увидим присущий Екатеринодару «кирпичный стиль». Что ж, будем надеяться, что в ближайшее время здание отреставрируют, и мы увидим его наконец-то в первозданной в первозданной красе. Ведь таких домов, самого начала 20-х годов прошлого века,  в Краснодаре остались единицы.

Жилье — народу

А вот здание напротив, на Коммунаров, 1, — образец конструктивизма. В 20-е годы было много споров о том, какой  архитектурный стиль должен доминировать в молодой советской республике — и именно конструктивизм взял вверх. В Краснодаре это направление представлено архитектором Михаилом Ишуниным. И хотя эстеты критиковали его постройки за отсутствие изящества, в условиях разрухи и восстановления страны после Гражданской войны зодчему было не до изысков.Главное, что дома по ишунинским проектам возводились в сжатые сроки, а строительные сметы считались образцом экономии и бережливости.

В отличие от дореволюционных построек мы здесь не видим никакого декора, — рассказывает Ксения Стрельцова. — Одна из особенностей конструктивизма — плоские крыши, они есть и в этом доме, на двух выступающих объемах. Предполагалось, что на крышах могли бы быть зоны отдыха, но этого не случилось:   помешало низкое качество гидроизоляционных материалов. Еще один момент — минимум балконов. Потому что балкон — это некая приватная территория, а здесь проектировались общие террасы и общие кухни — надо полагать, для воспитания у жильцов чувства коллективизма.

В Москве, кстати, вообще доходило до курьезов: квартиры проектировались со спальнями на шесть мест, но при этом предусматривались отдельные комнатки  — для женатых и не очень пар.

Еще одной особенностью конструктивизма была ориентировка по сторонам света, то есть на север выходило минимум окон,  учитывалась и роза ветров — для сохранения света и тепла таким вот естественным образом.

В 1927 году по проекту Михаила Ишунина началось строительство дома на углу улиц Пашковской и Красной. Он тоже отличался строгостью линий, лаконичными монолитными формами — при строительстве использовался популярный в то время железобетон. Параллельно архитектор возводит и свою знаменитую «стодворку» — дом на 100 квартир на углу улиц Седина и Постовой. На строительство «стодворки» город выделил ровно миллион рублей. В доме, помимо квартир, были предусмотрены ясли, клуб и прачечная. Строительство шло с 1929 по 1931 год.

Сдав эти новостройки, архитектор приступил к возведению 4-этажного дома на 60 квартир с магазинами на 1-м этаже на углу улиц Красной и Мира (тогда Пролетарская). При строительстве Михаил Ишунин применил необычное решение: вместо внутренних капитальных стен установил железные трубы, залитые бетоном.

—  В этом доме свободная планировка, отдельные ванные, кухни, а жилое пространство решено в формате студии или лофта, с минимумом стенок. Интересен угловой фасад, изломанный тремя объемами: он очень напоминает силуэт московских высоток, — объясняет Ксения Стрельцова.

Классика без излишеств

В разговоре об архитектуре советского периода не обойтись без первой на Кубани женщины-архитектора Надежды Сухановской.

Без преувеличения, своими работами она изменила облик нашего города. В Краснодаре по ее проектам (или в соавторстве) построен стадион «Динамо», Дом союзов, павильоны краевой сельскохозяйственной выставки в Чистяковской роще. А первым зданием по проекту прибывшей восстанавливать Краснодар молодой девушки стал 32-квартирный 3-этажный дом в духе русского классицизма с кассами Аэрофлота на 1-м этаже. Будете проходить мимо, обратите на него внимание. Несмотря на вывески и переделанные балконы, видно, насколько он красив и гармоничен. В 1950 году дом на ул. Красной, 129 обживали работники завода «Октябрь». А  красавец-дом на углу Красной и Ленина, с боковым входом, где долгое время располагался  фирменный магазин тортов, предназначался для сотрудников КСК.

Здание построено в неоклассическом стиле,  — рассказала Ксения Стрельцова. — Имеет просторную планировку, большую площадь  квартир. Поговаривают, в некоторых были даже маленькие комнаты для прислуги (позже оборудованные под кладовки).


Но одной из самых интересных  работ — жаль, не воплощенной в первозданном виде! — стал Дом советов (нынешнее здание администрации Краснодарского края на ул. Красной, 35). Молодой архитектор хотела построить его в стиле сталинских высоток, с взметнувшимся вверх шпилем, увенчанным звездой. Это было бы самое высокое здание в Краснодаре того времени — целых 15 этажей! Если бы проект был реализован, наша главная улица, да и весь центр кубанской столицы, выглядели бы совершенно иначе.

Однако эскизный проект высотки не одобрили в Москве: к чему такие архитектурные излишества, с которыми уже стали решительно бороться. Сооружение снизили практически до 4 этажей, с небольшой надстройкой по центру, заодно убрав портик у центрального входа и сэкономив на лепнине. В таком виде Дом советов был сдан в эксплуатацию в 1961 году.

В 1967-1968 гг. по его периметру надстроили еще два этажа. (Вместе с Надеждой Сухановской над проектом трудились архитекторы А.В. Титов и А.Н. Ожиганов.) В 1974 году были произведены дополнительные фасадные изменения, и с той поры и до нашего времени здание сохраняет неизменный вид.

Это было недавно

Здание на ул. Красной, 5, бывший Дом политпросвета, сдан в строй летом 1977 года. Построили важнейший идеологический объект в период затяжных долгостроев довольно быстро: всего за четыре года.

Если же говорить об архитектурном стиле этого сооружения (главный архитектор О.Н. Кобзарь, главный конструктор Л.Ф. Плаксин), то оно, скорей всего, выполнено в духе популярного в конце 60-х структурализма. Его типичные сооружения имеют вид крупного массива, разбитого на ритмически повторяющиеся элементы, зачастую лишенные полноценных окон. (Другие примеры — построенные  в это же время в краевом центре здания драмтеатра или КубГУ). Разумеется, для жилых домов такие решения не очень подходят, зато общественные здания являются настоящими шедеврами этого стиля.


Читайте новости там, где удобно: Instagram Twitter, Facebook, Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.