Старые и лысые

Как только столбик термометра перестает по ночам опускаться ниже нулевой отметки, в Краснодаре  наступает горячая пора для владельцев шиномонтажных мастерских. К ним выстраиваются километровые очереди для того, чтобы «переобуть железных коней». Бизнесмены подсчитывают прибыль, а вот автовладельцы, наоборот, со вздохом раскрывают кошельки, ведь срок годности шин, увы, весьма ограничен.

Понятное дело, хранить дома или в гараже старую резину многие не хотят. А что с ней делать? Самый простой и очевидный вариант:  оставить там, где менял колеса. Большинство мастерских   шиномонтажа, как стационарных, так и мобильных, предоставляют услугу утилизации отживших свое покрышек. Цены не так уж высоки – в среднем от 50 до 100 рублей за колесо. Но платить лишнее многие не желают. В итоге пустыри  и мусорные площадки захламлены отслужившей резиной. Ее столько валяется в кустах, что никакие экологические акции волонтеров не справляются с этой напастью.

Но самое страшное, что автопокрышки поджигают. Если ее сжечь, то ядовитые вещества попадают в атмосферу. Именно это зачастую и происходит на несанкционированных свалках. 

Выбрасывать шины  (они имеют четвертый класс опасности)  в мусорные контейнеры нельзя, – говорит заместитель директора департамента городского хозяйства и ТЭК администрации Краснодара Дмитрий Мироненко. – Кроме того, в Краснодаре есть около десяти пунктов приема покрышек на вторичную переработку. Чтобы мусорные площадки «не утонули» в лысой резине, администрация города заключает контракты на сбор и вывоз таких отходов. Но это обязанность самих автовладельцев – самостоятельно сдавать или вывозить резину. 

Надо сказать, что время от времени в Краснодаре во время экологических акций бесплатно для краснодарцев собирают опасные отходы: ртутные лампы, термометры, картриджи, автомобильные шины и проч. 

По словам начальника отдела экологии департамента городского хозяйства и ТЭК администрации Краснодара Олега Шаталова, суть акции в том, чтобы вовлечь краснодарцев в улучшение экологического климата города через раздельный сбор мусора, а также обезопасить жителей от опасных для здоровья веществ.

То есть во время таких акций можно бесплатно сдавать старые автопокрышки. А информацию о том, когда и где они будут проходить, можно уточнить в своих внутригородских округах. 

Килограммы яда

Многие, особенно жители многоэтажек,  пытаются дать покрышкам вторую жизнь. Так, в некоторых дворах появляются, например, клумбы и песочницы из резины. Глиняных или пластмассовых ваз для цветов не напасешься: быстро разобьют озорники. А с покрышками ничего не случится плохого: они небьющиеся. И покупать их не надо: автомобилисты даром отдают! Но никто, видимо, даже не догадывается, какой вред при каждом из этих способов наносится окружающей среде. 

Они по-своему украшают территорию проживания. Украшательство, по мнению экологов, весьма спорное: цветочек или деревце, конечно, хороши, а вот старая покрышка, увы, у многих не вызывает восхищения. Причем неэстетичность покрышек отнюдь не главный их недостаток. 

В местах хранения старых покрышек под открытым небом происходит загрязнение подземных вод за счет вымывания из них целого ряда токсических соединений (фенатрена, дифениламина, относящихся ко 2-му и 3-му классу опасности), вредных для здоровья человека.

Использованные шины еще долгие годы могут служить людям. Из них, например, давно научились производить крошку, которая добавляется в асфальтовое покрытие, придавая ему защищающую от трещин эластичность. В основе покрытий теннисных кортов, искусственных футбольных полей и современных детских площадок – тоже чьи-то бывшие колеса. Благодаря им дети больше не приходят с прогулок или спортивных занятий с ободранными коленками. Из шин делается и покрытие ступенек эскалаторов в метро. А еще – регенерат, который потом превращают в коврики для машин. Кроме того, в Краснодаре и  крае работает несколько частных предприятий по утилизации автошин, которые научились зарабатывать деньги с пользой для окружающей среды, – телефоны можно легко найти в интернете.

Есть и другие организации на территории края, куда можно сдать покрышки. В большинстве случаев из них получают так называемую резиновую крошку, которую затем используют при производстве тех же самых колес. А еще из крошки делают резинобитумные мастики, специальные плиты для железнодорожных переездов, тротуарную плитку. 


Читайте новости там, где удобно: Instagram Twitter, Facebook, Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.