Провести субботу мы решили на Азовском море. Выбор пал на Приморско-Ахтарск. Из Краснодара по трассе до него всего 152 км, дорога не обременена пробками, да и пляж, говорят, отличается от черноморского наличием свободных мест.

Вместо рояля в кустах

Добрая часть утреннего субботнего Краснодара спала и еще не заполонила дороги своими авто, поэтому ехать было комфортно. Я с удивлением смотрела в «глаза» навигатору, впервые сказавшему правду: в пути, как он и обещал, мы были 2,5 часа (еду я не спеша). Фоторепортаж начали с въезда в город. Александр пошел снимать стелу. Вернулся с заговорщическим видом:

— Юля, там самолеты!

— Какие самолеты? — впереди я видела только автозаправку.

— Какие-то… — махнул он куда-то вниз, за стелу.

— Ого! Поехали посмотрим!

Мы стали красться вдоль дороги, при первой возможности повернули направо. Впереди открылось поле с разномастными самолетами. Радостные, как будто нашли клад, мы поспешили к воротам.

— Мальчишки, а что тут у вас такое? — останавливаем троих подростков.

Оказывается, здесь находится авиатехнический спортивный клуб «Русь», а сами ребята — парашютисты. Им по 14-15 лет, именно с этого возраста можно заниматься парашютным спортом.

— Вы поздно приехали (на часах 8:39), мы уже отпрыгали, — говорит Вениамин. — Сейчас пойдем парашюты укладывать до следующего раза.

Этот следующий раз — завтра, а потом только через неделю, в выходные. В субботу и воскресенье (с мая по октябрь) каждый желающий может прыгнуть с парашютом и инструктором (конечно, все зависит от погодных условий). Стоимость прыжка —
3500 руб. + 360 руб. за страховку.

Полгода на подготовку

Чтобы совершить самостоятельный прыжок, ребята занимаются с осени до весны, за это время штудируют программу сборника по парашютной подготовке ДОСААФ России. Занятия включают в себя такие разделы, как устройство и укладка парашюта, действия в воздухе, особые случаи и многое другое. Обучает ребят Александр Чертов.

— Мой первый прыжок состоялся 24 июня 1995 года, — рассказывает инструктор. — Ощущения? Как правило, их никто не помнит, потому что особо не понимает, что происходит. Страх, волнение… А вот потом уже, во второй, третий раз, начинаешь осознавать и ловить кайф от процесса. Бывает, человек после первого раза больше не подходит к парашюту. Но обычно — наоборот. Часто приезжают уже взрослые люди, за 40, прыгают с парашютом и «заболевают» небом.

В арсенале Александра Дмитриевича 510 прыжков. Такая точная цифра благодаря строгому учету. Он и своих подопечных учит порядку во всем.

Единственный в крае

Наконец подходим к самолетному царству. Оно небольшое, как и сами воздушные судна. Знакомимся с очень серьезным на вид мужчиной, который, хмуря бровь, что-то пишет. Юрий Стегний — замдиректора по инженерно-авиационной службе. Он отмечает приехавших пассажиров — в выходные здесь совершают ознакомительные полеты на АН-2. За 1300 руб. с высоты 300 метров можно увидеть Приморско-Ахтарск и его окрестности.

Поднимается воздушное судно примерно раз в полчаса, за день получается 5-6 вылетов. За штурвалом — летчики, бывшие военные, на пенсии.

В шутку здесь АН-2 называют «везделет», но в каждой шутке есть доля шутки — этот самолет служит и для обработки полей, и для мониторинга лесных угодий, и для перевозки пассажиров. Своего часа ждет еще один самолет, Як-52, — новенький, с завода, в цветах триколора.

— Это мы губернаторский грант выиграли, — с гордостью говорит Юрий Васильевич. — Осталось только оформить необходимые документы, и самолет начнет летать. Кстати, наш клуб — единственный работающий в Краснодарском крае, открыт в 1990-м году. Коллектив — 6 человек, директор Андрей Костюк, человек, болеющий душой за наш клуб. Еще у нас два летчика — Михаил Стукалкин и Игорь Резник. Оба служили в военной авиации, опытные, грамотные. Сегодня на посту подполковник запаса Стукалкин. Обслуживает и готовит самолет к полету капитан запаса Игорь Смыкало.

Рядом с самолетом ЯК-2 такой же, но в статусе экспоната. Ребячьей радости нет предела, потому что «дяди-летчики» разрешают забираться прямо в кабину и проводить фотосессии.

Пока мы общаемся с коллективом спортклуба, мимо бежит радостная ребятня. Улыбки во весь рот. Следом идут не менее довольные мамы. Знакомимся. Одна из женщин — местная, к ней с сыном в гости приехала подруга.

— Это только кажется, что раз городок небольшой, то и сходить некуда, — говорит жительница Приморско-Ахтарска Мария. —
Подруга у меня гостит неделю, и каждый день придумываем экскурсии в новые места. Пять дней ждали полета и дождались! Сыновья счастливы!

Город — как на ладони

Так как мы здесь гости нежданные, воспользоваться возможностью полетать в качестве пассажиров оказывается не так-то просто. Как в том кино: все рассчитано до миллиметра. Десять человек и не более. Детей до семи лет считают как-то по-особенному — то ли двоих за одного, то ли троих. Поэтому строгий Юрий Васильевич на наши упрашивания полетать сурово отвечает: «Посмотрим». Фортуна оказалась на нашей стороне: записавшихся на 9:30 оказывается меньше (прям как раз для нас!), и мы, счастливые, забираемся в самолет.

По бортам судна — металлические сиденья, где размещаются пассажиры. Помимо пилота и штурмана, в самолете еще один боец, он помогает забраться в салон, следит за рассадкой. Когда самолет набирает высоту, бортпроводник Алексей Яценко, правый летчик АН-2, командует: «Садимся кучнее! Держимся за поручни!» Моего фотокора он страхует тросом, пристегивая за пояс, чтобы Саша мог смело передвигаться по салону. Все тот же Алексей помогает нам увидеть необычное в обычном. Рукой показывает мне на дверь самолета, дескать, иди сюда. Я подхожу, присаживаюсь и носом прилипаю к иллюминатору. Приморско-Ахтарск —
как на ладони. Ровненькие улочки, ухоженные домики и чернючее море.

— Смотри, вон наш маяк! Историческое место, там партизан расстреляли, — Алексей берет в свои руки вопросы нашего просвещения.

Летим вдоль побережья, где видим не только уютные гостевые дома, но и пустующие здания и территории неработающих предприятий. Когда-то в Приморско-Ахтарске работали три рыбзавода, или, как их тут называют, «кильковые». Были предприятия, где ремонтировали корабли, выпускали термоплиты. Теперь все это стоит безмолвным памятником былым временам.

Пляж, озеро с целебными грязями и наконец жемчужина этого места —
Ясенская коса. Я все так же, как прежде, залипаю в иллюминатор, Саша рядом жадно фотографирует. Насмотревшись всласть, мы слышим предложение: «За штурвал пойдете?»

— Куда?!

— Иди первый! — кивком головы показываю я своему коллеге.

Александр отстегивает страховочный пояс и усаживается за штурвал. Через несколько минут освобождает место. Теперь этот вопрос обращен ко мне. Я, не веря своему счастью, пробираюсь с хвоста самолета в кабину пилотов. Наверное, так себя чувствует ребенок, попав в магазин игрушек, где все бесплатно. Смотрю на панель приборов, берусь за штурвал. Боже, он двигается! Через секунду понимаю, что самолет-то в надежных руках первого пилота, и штурвал, естественно, в движении.

20 минут ознакомительного полета закончились. Мы аплодируем экипажу и покидаем самолет.

Военный летчик на мирной работе

Теперь командир корабля «наш», у него есть целых 5 минут для интервью. Внешне подполковник Стукалкин как будто сошел с обложки американского журнала: хорош собой, в форме и очках-авиаторах. За плечами — более четверти века в военной авиации. Командовал эскадрильей, летал на истребителях, служил в штурмовой авиационной части, которая стоит здесь, в Приморско-Ахтарске. Кстати, ее тоже было видно с воздуха. На аэродроме базируется 960-й штурмовой авиаполк 4-й гвардейской смешанной авиадивизии 4-й армии ВВС и ПВО. Все штурмовики Су-25, которые находились в Сирии, — как раз из этого авиаполка.

Сейчас Михаил Владимирович — замдиректора по летной подготовке. Самолет АН-2 старше своего пилота на семь лет, год выпуска «везделета» — 1968-й. В 2019 году самолет капитально отремонтировали, и теперь он как новенький.

Среди пассажиров попадаются самые разные люди. Как-то с просьбой показать город с высоты птичьего полета обратились продюсеры из Санкт-Петербурга — смотрели места для будущего фильма. Будет ли блокбастер с кадрами из Приморско-Ахтарска, пока не известно, зато наш фотоаппарат и блокнот журналиста оказались наполненными впечатлениями.

Материал подготовила Юлия Осипова