Среда
Ноя
13
2019

Как изменится Краснодар за 20 лет?

Месяц назад разработчики Генплана - специалисты питерского научно-исследовательского института перспективного градостроительства предоставили на суд краснодарских экспертов и общественности Концепцию развития краевого центра. Основные моменты этой масштабной работы мы попросили прокомментировать наших экспертов.

Фото: Игорь Чураков
Фото: Игорь Чураков

Тесно нам, тесно!

Итак, что имеем сегодня? С чем столкнулись создатели представленной концепции? Это улично-дорожная сеть, не отвечающая запросам разрастающегося города. Военный аэродром, территория которого прерывает развитие краевого центра. Нехватка земель: 42% находится в федеральной собственности, 50% - в собственности граждан и юридических лиц. Наличие территорий с особым использованием, где жилищное строительство запрещено (зона затопления при прорыве Кубанского водохранилища и зона с повышенным уровнем шума от аэродрома).

- На днях побывал в Саратове, там как раз открыли новый аэропорт, вынесли его из города, - рассказывает Федор Мирошников, бывший главный архитектор Краснодара и других городов края. - Этой проблемой саратовцы занимались больше четверти века.   И смогли-таки ее решить! У нас развитию города препятствуют гражданский и военный аэропорты, пересекающая железная дорога. Однако представленная концепция Генплана никак не решает эти вопросы. И выходит: аэропорты не трогай, «железку» не трогай,   федеральные земли сельхозназначения – тоже.   И как городу развиваться?


Фото: Денис Яковлев
Фото: Денис Яковлев

Куда ж нам плыть?

Авторы Генплана представили три концепции развития Краснодара. Первая - компактная, город прирастает высотками.

Вторая - агломерационная, с ядром в нынешних границах города. Третий вариант - полицентрическая лучевая модель, равномерное развитие от центра к окраинам.
На недавнем заседании Градостроительного совета в спорах на этот счет была поставлена точка: было решено, что город станет развиваться по агломерационной модели.

Это означает, что при перспективном планировании до 2040 года учтут и близлежащие муниципалитеты - Северский и Динской районы, Горячий Ключ.
По мнению генерального директора MACON Realty Group Ильи Володько, компактная и агломерационная модели развития города друг другу не противоречат и во многом могут быть совмещены.

«Я считаю, - говорит Илья Володько, - что мы должны не разрастаться окраинами, а наращивать долю жилого фонда в центральной части краевого центра. Это, кстати, было предусмотрено и в проекте реконструкции исторического центра Краснодара, предложенного более десяти лет назад.

Тот проект, по сути, и предполагал, что, кроме развития города вширь, он должен развиваться и за счет внутренних   резервов: сноса аварийного и ветхого жилья в центре, реновации промышленных зон. Конечно, упускать эти возможности не стоит».

Фото: Денис Яковлев


Что касается развития города вширь, создания Краснодарской агломерации, то, прежде всего, необходимы транспортные связи от одного муниципального центра к другому. Именно это и делает агломерацию агломерацией - устойчивые транспортные и экономические связи между населенными пунктами-спутниками и городом.  


«Нет, сынок, это фантастика!»

Главной проблемой стремительного роста численности жителей краевого центра остается нехватка социальных объектов. Причем лучше всего дело обстоит с клубными учреждениями: город ими обеспечен, как определили разработчики, на 85%. Не так плохо, как   привыкли считать, обстоит дело с поликлиниками - 80% от норматива. А вот с детсадами и школами дела хуже: обеспечены всего на 41% и 38% соответственно. С бассейнами вообще беда: по нормативам уже сегодня их должно быть в десять раз больше.

Для того чтобы решить эти проблемы  (с учетом нынешней нехватки объектов и прогнозного роста числа жителей), за 20 лет предстоит построить 500 новых   детсадов, 120 школ, 40 поликлиник, 15 больниц, 16 станций скорой медицинской помощи, 62 библиотеки, а также 11 клубов, 42 спортивных зала, 530 гектаров спортивных площадок и 45 бассейнов. Фантастические цифры!

- Прогнозируют, что население за 20 лет возрастет до 3,2 миллиона? А надо ли нам столько? Мы при нашем сегодняшнем отставании просто не обеспечим такое число жителей социальными объектами, - рассуждает Федор Мирошников. - Дай бог, нам к 2040 году приблизиться к сегодняшним нормативам!   Непонятно, каким будет качественный состав населения. Сколько приедет к нам из края, сколько - из России. Пенсионеры это будут, привлеченные мягким климатом, или молодежь, которой нужны рабочие места? Никто почему-то об этом не говорит.

                         

Поедем? Полетим? Поплывем!

Фото: Денис Яковлев

Территорию города разработчики предлагают разделить на транспортные зоны.
В центре - отдать приоритет общественному транспорту, а еще велосипедам, самокатам и прочим средствам передвижения без мотора. Количество индивидуального транспорта в центре будет ограничено.

В зоне плотной застройки приоритетом станет трамвай и городская электричка.
В периферийной зоне основным видом внеуличного скоростного транспорта должна стать пригородная и городская железная дорога, при этом большую роль приобретает создание системы транспортно-пересадочных узлов.

- Я предлагаю создать наземное метро без рельсов - электробусное, - говорит главный архитектор Краснодарского края в 1981-2000 годах Анатолий Мокроусов. - По всему городу формируется система обособленных дорог, к которым присоединяют выделенные полосы и объединяют их в одну систему. И уже по ней запускают современный транспорт - электробусы. Этот транспорт должен быть приоритетным, в том числе иметь первоочередное право переключать светофоры на зеленый свет.

Еще один момент - формирование транспортного пересадочного хаба: создание таких пересадочных узлов есть, кстати, в концепции Генплана. Я даже знаю, где его можно разместить уже сегодня, - на месте закрывшегося стекольного завода в районе вокзала Краснодар-1. Ведь как только у нас появится крымское направление с пассажирами и грузами, действующий вокзал просто не будет   справляться, задохнется. Поэтому предлагаем строить пересадочный хаб на другой стороне железнодорожных путей, со стороны улицы Ставропольской.

Фото: Денис Яковлев


Кроме этого, разработчики Генплана предложили создать новый аэровокзальный комплекс в районе хутора Ленина, сеть вертолетных площадок для скорой медпомощи, новый речной порт и несколько паромных переправ через Кубань.

- Важное значение для развития города мог бы иметь левый берег Кубани, - считает Федор Мирошников. - Почему бы нам не договориться с Адыгеей и не создать общий план развития, включавший бы и эту территорию? Ведь наши городские магистрали продолжаются и на левом берегу Кубани, все это должно быть отображено на транспортной схеме.
                             

25 квадратных метров - это как?

Особенностью нового Генплана стали предложения горожан. Прежде всего - по формированию зеленого каркаса Краснодара.

«В работе над зеленым каркасом активно участвуют общественники, - рассуждает советник мэра Краснодара по экологии Александр Водяник. - Это, конечно, очень хорошо, но они опираются в основном на нормы озеленения. Общественники говорят: нужно, чтобы на каждого человека было 25 квадратных метров зелени. Но объясните, что такое эти метры? Это газон? Или это функциональная посадка деревьев, кустарников или, скажем, травянистой растительности, которая, кстати, гораздо эффективней газона?»


По словам Александра Водяника, для того чтобы зеркало воды регулировало микроклимат, необходим инструмент, который переносит этот прохладный воздух. А значит, нужно учитывать ветровые потоки, которые можно с помощью грамотного, функционального озеленения формировать, что, собственно, и является одной из основных функций зеленого каркаса. И выходит, что сегодня мы говорим только об эстетике, но по критериям создания зеленого каркаса она стоит отнюдь не на первом и даже не на втором-третьем месте.

А что на первом?

Фото: Денис Яковлев


Во-первых, озеленение города производится для регулирования температуры воздуха, проще говоря - затенения.

Второе: для аэрации, то есть проветривания, создание режима, при котором в городе постоянно действуют так называемые парковые бризы, ветры со скоростью 2-3 метра в секунду.

Третье: солнечная инсталляция, для чего размещают живые навесы, не просто кроны деревьев, а какие-то вьющиеся растения, лианы.

- У нас в Генплане нет критериев оценки рациональности и эффективности зеленого каркаса. А ведь именно с него надо начинать, именно зеленый каркас формирует Генплан города, а не наоборот, - подытоживает Александр Водяник.
                                                                         

Трижды миллионник?

По расчетам экспертов, к 2040 году, с сохранением современных тенденций миграционного прироста, численность населения Краснодара увеличится до 3,2 млн человек. Однако при сдерживающем развитии показатель можно удержать в рамках 2,1 - 2,2 млн человек.
                                         

Читайте новости там, где удобно: Twitter, Fb , Vk, Оk, Яндекс.Дзен.