Им восхищался Франсуа Трюффо, с него берут пример Мартин Скорсезе и Дэвид Финчер, его любят Жан-Люк Годар и Уэс Андерсон. Что же такого особенного в Альфреде Хичкоке? Об этом рассуждает основатель и главный редактор независимого издания о культуре «Парафраз» Кира Кац.


За свою режиссерскую деятельность Хичкок снял более 60 кинолент. Немногие деятели киноискусства смогли бы похвастаться такой продуктивностью. А учитывая, на каком уровне сделаны фильмы мэтра — такая работоспособность и вовсе поражает.

О его фильмах и приемах написано больше, чем о любом другом деятеле кинематографа. И в первую очередь это вызвано тем, что фильмография Альфреда Хичкока позволяет увидеть срез полувековой истории всего англоязычного киноискусства — немое кино, приход звука, военный кинематограф, развитие нуара, закат эпохи «золотого века Голливуда» и так далее.

Режиссер бесконечно экспериментировал с жанрами, пробуя себя и в черных комедиях, и в детективах, и в хорроре. Но, конечно, даже те, кто не очень увлекается киноискусством, знают Альфреда Хичкока, как создателя «Психо» и прародителя всего страшного.
[[gallery_1]]
Почему фильмы Хичкока до сих пор популярны? Почему они не кажутся старыми и не перестают быть актуальными? Думаю, потому что они очень последовательные — в них нет черт определённого времени, они соотносятся только со зрителем. С переживаниями и эмоциями, которые известны каждому, вне зависимости от времени в котором он живет.

Хичкок создает ужас, не популярными в хоррорах последнего десятилетия бу-эффектами и скримерами, а поднимая глубинные страхи человека. Он ловко водит за нос зрителя, подбрасывая разуму очевидные подсказки-образы, для того чтобы в нужный момент полностью сменить курс и удивить. Все герои Хичкока, будь то антагонист, протагонист или «случайный» человек в истории — не делятся на априори хороших или плохих, в них всех есть и Джекил и Хайд. Именно благодаря психологизму своих киноработ, Хичкок добивается полного погружения зрителя и заставляет его прочувствовать на себе всю гамму чувств, одолевающую героя.
[[gallery_2]]
Хичкоком продолжают вдохновляются не только молодые режиссеры, но и состоявшиеся в профессии личности. Например, триллер «Наваждение» Брайана Де Пальмы полноправно считается оммажем «Головокружению». Стивен Спилберг с детства восхищался работами Хичкока и свой первый большой фильм «Дуэль» буквально наполнил саспенсом, а в знаковых «Челюстях» использовал «эффект головокружения», придуманный Альфредом. Этот же прием, к слову, можно увидеть и в «Бешеном быке» Мартина Скорсезе.

Придумки и изобретения Хичкока видны и в нашумевшем ремейке фильма «Оно» от Андреса Мускетти, и в любом современном фильме ужасов, старающемся не бить зрителя в лоб нарочитыми образами, а усиливать напряжение.
[[gallery_3]]
Альфред Хичкок даже сейчас, в 2019 году, остается злободневным. Темы, которые он поднимает в своих работах извечны. Будь то такие пороки, как алчность в фильме «В случае убийства набирайте «М»», воровство в «Психо» или вуайеризм в «Окне во двор» или же извечная проблема отцов и детей. Режиссёр заставляет своих героев пройти по лезвию ножа, погрузится на самое дно и выплыть наружу тем, кто преодолеет себя.

Конечно, каждой своей работой Хичкок преодолевал себя — свои пороки и страхи, которых у него, по бытующей легенде, было несчетное количество. Но главное — вот уже более ста лет, через страх и его преодоление Хичкок пытается встряхнуть человечество. Показать, что все мы и ангелы, и демоны в одном лице — вопрос лишь в том, на какую стороны мы встанем.
[[gallery_4]]
*Саспенс от англ. suspense — беспокойство, тревога ожидания.
[[gallery_5]]