А за поворотом…

Что может быть проще: сел за руль и нажал педаль газа! Я выруливаю с улицы Рашпилевской на Северную, на часах — 17.35. Объезжаю припаркованные у обочины машины аварийных газовых служб и прочие джипы и еду по второй справа полосе. Знак
«Выделенная полоса» вижу только на светофоре, расположенном после перекрестка с улицей Октябрьской. В ожидании зеленого света наблюдаю, как выруливающие слева автолюбители мечутся, перестраиваясь из полосы в полосу.

В отличие от меня указанные изменения в дорожном движении становятся им видны только после поворота, когда они уже практически выехали на полосу для общественного транспорта. Одни из них начинают резко тормозить и перестраиваться, создавая затруднения в движении, а другие, решив, по-видимому, что терять уже нечего — они нарушители, «шпарят» дальше. 

Продолжаю движение по второй полосе и через квартал снова торможу. Впереди — желающие перестроиться в крайний правый ряд для поворота на улицу Аэродромную.
Этот маневр они могут выполнить только перед началом троллейбусной остановки, но места до перекрестка мало. Машины выстроились в ожидании своей очереди вдоль троллейбуса №10, забаррикадировав таким образом ему выезд.

Выруливаю на крайнюю левую и доезжаю без проблем почти до Севастопольской. Перестраиваюсь в центральный ряд (в крайних стоят машины на поворот) и на первом
же разрешающем сигнале светофора, хотя передо мной порядка пяти-шести машин, без проблем проезжаю перекресток. Смотрю назад: «десяточка» затерялась вдали.
К развороту на Тургенева я доехала за две минуты, но там, на крайней слева полосе, стала в очередь. На третьем зеленом сигнале светофора меня обогнал, вновь став конкурентным, троллейбус №10, а затем и его собрат — № 4. А я выехала на Тургенева в 17.44, простояв в ожидании на поворот к мосту только порядка семи минут. Не настолько долго, чтобы устать, но достаточно, чтобы таксист, стоявший рядом, успел сообщить о разъехавшихся «по морям» людях, а потому сократившейся пробке. Итого — 9 минут.

[[gallery_1]]

А теперь — «рогатый»

Какой бы комфортной ни была поездка на личном транспорте, а мысль о тихих европейских улочках из головы не выходит. А значит, пересаживаюсь на троллейбус, иного пути нет. В дверях «рогатого» небольшая толпа, но в салоне она рассасывается.

Свободного места нет, но в проходе — хоть танцуй. Резкое торможение, троллейбус объезжает препятствие: на углу Рашпилевской и Северной у обочины припаркованы три машины. Дальше движение проходит по принципу азбуки Морзе: точка-тире, точка-тире, тире. И будь я радиолюбителем, то наверняка бы услышала крик о помощи «SOS!», потому как безостановочно проехать троллейбусу по выделенной полосе даже одну остановку невозможно: то газель на полосе разгружается, то легковушка на аварийке стоит, то лихач дорогу подрезает: ему повернуть на Аэродромную нужно. Заглядываю в окно водителя и вижу яркую вереницу частного транспорта, нагло движущуюся впереди троллейбуса. 

— С выделенными полосами движение стало проще и быстрее, но было бы лучше, если бы не досаждали маршрутчики и автолюбители. Их постоянно объезжать приходится. Пусть полицейский патруль выписанные штрафы нарушителям прямо домой высылает. Быть может, тогда они начнут соблюдать правила. А пока — нет, творят, что хотят, — узнав о цели моей поездки, объясняет Наталья, водитель

троллейбуса № 14. — Мечтаю
о «выделенке» в обратном направлении, чтобы ее до

Уральской провели. Пока
на мостах все стоят, мы бы с ветерком катили…

На поездку от остановки «ТЦ «Галерея» до остановки «Тургенева» у меня ушло 4 минуты, на ожидание транспорта — ноль. Обратная поездка прошла гладко. Единственное место затрудненного движения оказалось возле торговых центров в районе улиц Фрунзе и Кирова, где припаркованные машины заняли не только специально отведенные места, но и полностью всю правую полосу. Удивило меня то, что именно в этом месте, как мне объяснила водитель троллейбуса, выделенной
полосы для общественного транспорта нет. Появляется она только перед поворотом на Октябрьскую и идет прямо до улицы Рашпилевской.

Только начало

Мы организовали новые выделенные полосы по улице Северной в обоих направлениях — от Октябрьской до Тургенева. В обозначенном вами месте

мы ее специально делать 
не стали, потому что там двухполосное движение, и такое решение было бы нецелесообразным, — объясняет директор департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации города Владимир Архипов. В начале участка, у Вечного огня, и со стороны Тургенева висят огромные предупреждающие стенды, — объясняет он. — Мы не обязаны на Котовского, Аэродромной и Тургенева при подъезде к Северной их развешивать, как елочные игрушки.

По словам директора департамента, сотрудники его ведомства постоянно посылают письма в полицию, сначала — о необходимости разъяснительных бесед с нарушающими движение автолюбителями, сейчас — о применении к ним мер административного воздействия.

Особое внимание сотрудниками ДПС краснодарской полиции уделяется так называемым аварийно опасным участкам, где регулярно фиксируются дорожно-транспортные происшествия. Но нарушения в виде движения автомобилей граждан по специально выделенным полосам, предназначенным для общественного транспорта, инспекторы ДПС не обходят вниманием, — сообщает Артем Коноваленко, но замечает, что наиболее эффективным способом борьбы с такими нарушителями является установка автоматических комплексов по видеофиксации, которых пока нет.

В пользу горожан

Проехать на общественном транспорте четыре остановки для меня труда не составило, как и не причинило дискомфорта. Впрочем, ущемления прав автоводителя я тоже не почувствовала, рулила без напряга и раздражения.

Возможно, с возвращением людей из отпусков ситуация изменится, и все-таки придется отказаться в пользу троллейбуса от барской привычки доставлять свое тело, минуя парковку и лестницу, прямо к двери своего дома. Но ведь в итоге я все равно окажусь
в выигрыше: стану меньше времени тратить в дороге, а значит, и меньше дышать
при этом загазованным воздухом.

Очевидно и то, что комфортабельным, плавным и скоростным движение общественного транспорта будет тогда, когда для автолюбителей понятие «выделенная полоса» станет синонимом табу. Но для этого им нужно не только привыкнуть к новой разметке (сейчас, прыгая из ряда в ряд, они совершают лишние маневры и создают дополнительные
аварийные ситуации), но понять неотвратимость наказания за ее нарушение. 

Общественному транспорту всегда отдавали приоритет. Вспомните хотя бы старое правило, согласно которому водители обязаны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки.

С увеличением автотрафика дорог преимущественные качества троллейбусов и автобусов тоже подвергаются изменениям. Теперь для их скоростного передвижения отдают выделенные полосы, и успешность подобного решения для избавления от пробок уже подтверждена опытом многих городов мира, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга.

Кстати

По информации руководителя пресс-службы УМВД по Краснодару Артема Коноваленко, с начала текущего года сотрудниками ДПС краснодарской полиции во время несения
службы выявлено 150 фактов движения водителей по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств. За это предусматривается административная ответственность в виде наложения штрафа в размере 1500 рублей. Значительная
часть данных нарушений была зафиксирована на улицах Мира и Красной.


Внимание!

В соответствии с действующими правилами дорожного движения по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств, помимо маршрутных автобусов и троллейбусов, могут двигаться школьные автобусы и легковые автомобили служб такси. Вместе с тем, если эта полоса расположена справа, то по ней разрешается движение и велосипедистам. Иным участникам дорожного движения разрешается перестроение на специально выделенную полосу для осуществления поворота, въезда на дорогу, высадки и посадки пассажиров только при условии наличия прерывистой линии дорожной разметки, отделяющей выделенную полосу от остальной проезжей части. При этом они не должны создавать помех для движения маршрутных транспортных средств.

Ранее «КИ» разбирались,«выделенки» — это польза или вред для города?


Читайте также материал «Краснодарских известий»: 
Борьба с пробками в городе: о новых «выделенках» и трамвайных маршрутах.