Что за конкурс?

Международный конкурс им. П.И. Чайковского — самое значимое состязание музыкантов в области исполнительского мастерства. Звание лауреата — одно из самых уважаемых и открывает дверь в топ лучших и самых востребованных музыкантов мира. Так в свое время получили мировую известность пианисты: Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Джон Огдон, Элисо Вирсаладзе, Григорий Соколов, Михаил Плетнев, Борис Березовский, Денис Мацуев, Даниил Трифонов. 

«Как любой спортсмен ждет Олимпиады, так любой музыкант ждет это уникальное состязание — конкурс им. Чайковского», — Денис Мацуев, председатель конкурсного жюри (фортепиано).

Более 15 миллионов просмотров трансляций отметили организаторы конкурса. За событиями следили зрители из 179 стран и 9884 городов. Наибольший интерес музыкальные состязания по-прежнему вызывают у зрителей России, США и Японии.  

В свете софитов

— Когда открылись двери и я вышел на сцену Большого зала консерватории, все расплылось перед глазами. Ощущения, не сравнимые ни с одним концертным выступлением. При мысли, что играю на конкурсе имени Чайковского, у меня был выброс адреналина, как при прыжке с парашютом, — рассказывает Константин Емельянов.


По словам музыканта, самым тяжелым психологически для него стал первый тур, а физически — последний, третий. В этот раз ради присутствия полного состава жюри на всех прослушиваниях участников временные рамки конкурса сократили с трех недель до десяти дней. Расписание событий получилось плотным: как только заканчивался один этап, сразу же за ним стартовал следующий.

— Это был изматывающий марафон. Между первым туром, где я играл вначале, и вторым — всего два дня, между вторым и третьим — один, и на подготовку к финалу — снова два дня, один из которых ушел только на репетиции с оркестром, — объясняет пианист. — Заниматься приходилось по 9-11 часов в сутки.

Несмотря на то, что сцена, можно сказать, для музыканта почти родная (он в прошлом году закончил обучение в консерватории, а сейчас проходит там ассистентуру-стажировку — аспирантуру по исполнительскому мастерству), представлять свою страну российскому исполнителю на ней было сложнее, чем зарубежым конкурентам.

— Это моя альма-матер, здесь я свой. Все за меня болеют, все на меня надеются. Груз ответственности — колоссальный. Кроме того, на прослушивания приходят все профессора консерватории и коллеги, и, если ударишь в грязь лицом, твою неудачу запомнят надолго, — говорит музыкант. — А для иностранных участников это конкурс, который проходит где-то. По себе знаю, хорошо сыграл в поездке — это успех, а если наоборот, то провал отразится только на твоих переживаниях.

Не мечта, а труд

— Участие в конкурсе Чайковского — это мечта детства? — спрашиваю я артиста. Но он в ответ только улыбается: не только не мечтал, но даже не предполагал, что станет профессиональным музыкантам.
  
— В моей жизни все складывалось постепенно, по кирпичику, резких выстрелов и взлетов не было. Я безумно благодарен преподавателям МЭЦ, особенно первой учительнице — Тамаре Криворотовой. Она сделала для меня самое главное — привила любовь к музыке. Ведь я не из музыкальной семьи, и никто не собирался растить из меня профессионального музыканта. Я посещал разные кружки.

Желание заниматься у Константина появилось вместе с решением поступать в Москву, в колледж при консерватории, но и тогда уверенности, что сумеет осилить путь, ведущий на большую сцену, у него не было.

В музыкальной среде достаточно конкуренции, в ней обитает масса замечательных пианистов, пробиться к вершинам трудно. Помимо чисто профессиональных качеств, требуются еще и человеческие: целеустремленность и упорство, — делится опытом Константин. — После каждой неудачи, а они ведь случаются наряду с победами, казалось, что ничего уже не получится, и хотелось все бросить. Но я научился из всех неудач извлекать опыт и понимать, над чем нужно работать, в чем расти и куда стремиться.


О конкурсе Чайковского музыкант впервые задумался на старших курсах колледжа, но идея обрела свою плоть лишь после выпуска из консерватории. По совету преподавателей — профессора Сергея Доренского и его ассистента Николая Луганского (лауреата II премии этого конкурса в 1994 году) — подготовку он начал за год до события.


— Для отбора проще записать видео, но у меня была путевка на Всероссийский конкурс, победа на котором давала право участия в желанном состязании, и я решил не отказываться. Отыграл четыре тура, — вспоминает он. — А дальше, может, я и хотел бы иметь полгода спокойной подготовки к конкурсу Чайковского, но требовалось подготовить ряд концертов с разными программами — и с оркестром, и сольно.
Костяк конкурсной программы, по словам пианиста, сложился из уже исполненных произведений. Не секрет, что на состязания такого уровня чаще всего выбирают проверенные сочинения, в которых исполнители могут наиболее ярко показать свои сильные стороны. Но несколько номеров Константину все же пришлось выучить специально, к примеру «Лирическую песню» Чайковского, которую он исполнил во 2-м туре.

Выбор сделан
  
На конкурсе участникам было представлено пять фирм роялей, и каждый мог выбрать, на каком он будет выступать. Компания, которая представляла инструмент, затем создавала условия для занятий.

— Зал большой, акустика в нем не самая простая. Мне надо было добиться соответствия звучания программы моим представлениям. Я честно попробовал все инструменты и метался в итоге между двумя. Но выбрал все-таки концертный рояль фирмы Yamaha, поскольку уже имел опыт исполнения на нем и знал все его плюсы и минусы, знал, как с ними справляться, — объясняет Константин. — В Москве есть артистический центр этой компании, где я без проблем во время конкурса занимался. Знаю, что такие же условия были и у других участников, кто остановился, например, на Steinway&Sons или Kawai.

На жюри, несмотря на совет Доренского «не смотреть», Константин взгляд все-таки кинул: длинный стол посреди большого зала, с сидящими за ним всемирно известными музыкантами и педагогами вызвал трепет. А вот конкурентов слушать не стал. По мнению, музыканта, необходимо при подготовке к выступлению необходимо полностью настроиться на свои собственные ощущения.

— На этом конкурсе выступило множество зрелых музыкантов со своей индивидуальностью, были представлены разные школы и подходы. Это и было самым интересным. Зрители могли найти своего исполнителя, а музыканты — свою публику, — рассказывает Константин. — Я абсолютно доволен своим результатом. Понятно, что всегда можно сыграть лучше, но, как сказал председатель жюри, в конкурсе такого уровня, если ты лауреат и в финале, номера премий уже не так важны. Главное, что тебя заметили, и предложения концертов и гастрольных туров не замедлят ждать.

Проснулся знаменитым

Только музыкант отыграл гала-концерты — один в Москве, другой в Санкт-Петербурге, а на днях он выступает уже в Суздале. Скоро организаторы конкурса представят сетку концертов на следующий год и начнутся встречи для обсуждения программ турне. Жизнь Константина окончательно поменяется, ведь среди 15-миллионной аудитории (по просмотрам трансляции в интернете), найдутся поклонники, желающие вживую услышать его игру на сцене своего города.

Но уже сейчас Константин говорит, что свой родной город и ту поддержку, которую во время конкурса ему оказали горожане, он не забудет. И несмотря на загруженный концертный график, 13 сентября выступит в Краснодаре — к юбилею Петра Чайковского сыграет его знаменитый Первый концерт для фортепиано с оркестром, который, кстати, он исполнил в финале знаменитого конкурса.

Также читайте в наших материалах о втором туре конкурса