— Александр Константинович, пару лет назад старейшее транспортное предприятие краевого центра оказалось едва ли не банкротом: задолженность выросла почти до миллиарда… Как обстоят дела сегодня? 
— На начало 2018 года кредиторская задолженность предприятия составляла 498 млн руб., а на конец прошлого года — всего 215 млн руб., то есть снизилась более чем вдвое.

— Как это удалось?
— Во-первых, специалисты департамента транспорта и дорожного хозяйства оптимизировали маршрутную сеть города. Там, где троллейбусные маршруты дублировали автобусы малой вместимости, маршрутки убрали. Это позволило увеличить пассажиропоток на троллейбусных маршрутах, соответственно, и выручку. Кроме того, предприятию были возвращены сублизинговые платежи за сочинские автобусы, то есть те 200 млн руб., которые мы выплачивали из собственных средств.

Мы снизили затраты на самом предприятии, усилили внутренний контроль, в том числе за сбором выручки и за закупочной деятельностью. Все это время администрации города и края оказывали содействие нашему предприятию, вникали в суть проблем, а глава города Евгений Первышов ежеквартально проводил у нас рабочие совещания. Результат налицо: сегодня у КТТУ нет задолженности по налогам, по электроэнергии, по зарплате. Свою роль в оздоровлении предприятия сыграло и прошлогоднее увеличение тарифа — с 23 до 26 рублей.

— Уже много писали об обновлении подвижного состава, но давайте все-таки уточним: когда и сколько?
— В этом году на условиях софинансирования из краевого и городского бюджета на закупку трамваев направят более миллиарда рублей. Конкурсные процедуры уже завершены, заключено два контракта: на поставку 27 односекционных вагонов и четырех трехсекционных. Определен поставщик — это Усть-Катавский вагоностроительный завод.

Вагоны полностью отвечают современным требованиям — и по комфорту, и по безопасности. Они низкопольные, с мощными кондиционерами, информационными табло, системой «Говорящий город» — для инвалидов по зрению, в них также будут оборудованы устройства для зарядки мобильных телефонов. 

По контракту срок поставки — до 11 ноября 2019 года, но на прошлой неделе мы побывали на заводе в Усть-Катаве, посмотрели, как выполняют наш заказ. И договорились, что уже в июле первые вагоны город получит.

— Как дальше станет обновляться подвижной состав?
 — На три года для закупки трамваев предусмотрено три миллиарда рублей. Так что и в 2020-, и в 2021-м в Краснодар тоже должны прийти новые трамваи. Всего планируется приобрести около 100 вагонов. Кстати, при проведении конкурсных процедур за счет снижения цены удалось сэкономить средства: в результате в этом году будут закуплены еще четыре односекционных вагона, всего за год получится 35 (вместе с трехсекционными).

— А вот интересно, можно ли увеличить скорость трамвая?
— Средняя маршрутная скорость краснодарских трамваев (14,3 км/ч) и так, в сравнении с другими российскими городами, значительная. Это цифра со всеми остановками. Увеличить ее можно двумя способами — сокращением числа остановок и времени стоянки на перекрестках.

[[gallery_1]]

Первый вариант нам не подходит: остановки по трамвайным линиям у нас расположены оптимально. Так что все усилия направлены на снижение ожидания зеленого сигнала светофора на перекрестках. С департаментом транспорта постоянно ведется работа по оптимизации светофорных фаз.

В планах — создание системы приоритетного движения общественного транспорта, позволяющей автоматически переключать сигналы светофора при приближении трамвая, троллейбуса или автобуса. Для этого рассматриваем разные варианты управления системой: через спутник, радиосигнал и др.

— Маршрутная сеть трамваев не менялась более 20 лет. Последняя трамвайная ветка в Краснодаре была проведена по Садовому мосту в конце 1998 года. Где и когда появятся новые трамвайные линии?
— Первые два направления — на ул. Московскую и в мкр Гидростроителей. Сейчас решаются вопросы по изъятию земельных участков под строительство, формированию документов территориального планирования, уже запрошены техусловия для начала проектирования. Надеемся, что в конце этого — начале следующего года к нему приступим, а через год — и к строительно-монтажным работам. Следующее направление, которое тоже прорабатывается, — мкр Губернский, сначала по ул. Красных Зорь до ул. Восточно-Кругликовской, далее по ул. 40-летия Победы и ул. Героев-Разведчиков. И четвертое направление — на международный аэропорт Пашковский. Хотя с этим направлением (в связи с планами по переносу аэропорта) пока ясности нет.

— А троллейбусный парк собираетесь обновлять?
— Чем плох троллейбус в условиях нашего города? Во-первых, у него ограниченная маневренность, многие ДТП он просто не объедет. Во-вторых, троллейбус идет в общем потоке и вынужден стоять во всех пробках. И в-третьих, в отличие от автобусов он ограничен контактной сетью. Чтобы нивелировать указанные недостатки, было решено приобрести пробную партию из 10 новых троллейбусов с автономным ходом, цена вопроса — 123 млн руб., деньги выделены из городского бюджета.

— То есть это троллейбус, который может двигаться как под контактной сетью, так и в отрыве от нее, предварительно накопив заряд. И какое расстояние он сможет пройти без проводов?
— 15-20 километров. За такими троллейбусами будущее. К этим десяти до конца года предприятие за собственные средства приобретет еще два. Сейчас прорабатывается техническое задание по проведению конкурсной процедуры на закупки. Кстати, Высшая школа экономики в своем заключении подтвердила: для Краснодара именно такой вид троллейбусов является оптимальным.

— Отдельных представителей общественности до сих пор беспокоит ситуация с заменой на Красной троллейбусов на автобусы…
— Перераспределение подвижного состава, замена на некоторых маршрутах троллейбусных перевозок на автобусные — для предприятия ничего не поменяло. Как выпускали определенное число троллейбусов и автобусов, так и выпускаем. Такие изменения позволят более эффективно использовать подвижной состав, в большем объеме перевозить пассажиров и собирать выручку. Жалоб, недовольств пока не поступало. Да и опрос общественного мнения, проведенный городским департаментом транспорта, показал: люди предпочитают ездить на современных автобусах большой вместимости с кондиционерами.

— А сокращения водителей троллейбусов не предстоит?
— Мы никого не сократили — водители со своими троллейбусами просто перешли на другие маршруты. Как выпускали 135 троллейбусов и 115 автобусов, так и выпускаем. Более того, у нас дефицит водителей около 25%, кондукторов — почти 30%. Так что если есть желание поработать на общественном транспорте — всегда будем рады видеть в КТТУ.

— Есть ли планы по дальнейшему демонтажу контактной сети?
— Нет, никаких планов на этот счет у нас нет.

— Будут ли устанавливать новые электронные табло на остановках? Если да, то где?
— Сейчас вместе с реконструкцией дорог идет замена остановочных павильонов. И уже на них подрядная организация устанавливает эти электронные табло. В качестве примера приведу улицу Тургенева: скоро там должны заработать четыре информационных устройства. Мы понимаем, как это удобно пассажирам, поэтому в перспективе планируем оборудовать новыми электронными табло трамвайные остановки.

— Что предпринимает МУП «КТТУ» для улучшения имиджа общественного транспорта? Коль ставите задачу поднять его престиж и сделать более популярным?
— В первую очередь любому пассажиру важно, чтобы транспорт пришел на остановку вовремя и был исправен. Поэтому основной упор мы делаем на регулярность движения и надежность работы муниципального транспорта. И конечно, комфорт — для этого и приобретаем новый подвижной состав. Да, дорожная обстановка вносит в расписание свои коррективы, но наши специалисты прилагают все усилия, чтобы ее влияние было минимальным.

Плотно работаем с информационными сервисами. В сети Интернет есть наш официальный сайт: www.kttu.ru, а также сервис «Транспорт-онлайн», предоставляющий точную информацию о движении транспорта КТТУ. Мы открыты для общения, группы МУП «КТТУ» действуют во всех популярных соцсетях. Оперативную информацию о движении муниципального транспорта предоставляют наши диспетчеры по телефону горячей линии — 262-51-15. Еще проводим экскурсии по территории Восточного трамвайного депо, где находится наш самый старый вагон — 1931 г.в.

Также развиваем имиджевые проекты с нашими партнерами. К примеру, в феврале на линию вышел трамвай с символикой телепрограммы «Доброе утро». Недавно на линию отправились пять трамваев и троллейбусов, окрашенных фанатами футбольного клуба «Кубань», затем появилось шесть транспортных средств с фирменной символикой баскетбольного клуба «Локомотив-Кубань». Сейчас наши коллеги из компании «Электронный билет Кубани» готовятся к конкурсу творчества и красоты «Мисс транспорт-2019». Его финал состоится осенью, в преддверии нашего профессионального праздника — Дня работников автомобильного и городского электрического транспорта. 


Читайте новости там, где удобно: Twitter, Fb , Vk, Оk, Яндекс.Дзен.