Ниже некуда?

Нефтяные котировки обвалились на мировом рынке во вторник, 13 ноября, на 7%. Цена барреля марки Brent (международный эталон) упала ниже 65 долларов (самый низкий показатель с середины марта этого года). Эксперты называют два основных фактора случившегося: перенасыщение рынка и падение спроса.

А население в очередной раз задалось вопросом: что будет с ценами на бензин? Кто-то надеется на то, что они станут ниже, другие озадачены другим: лишь бы еще не подорожал!

Временные меры

После значительного скачка цен на бензин в мае этого года (тогда они поднялись на 5,6% по сравнению с апрелем – до 43,2 руб. за литр) правительство приняло решение снизить акцизы на бензин и дизтопливо с 1 июня на 2 и 3 тыс. руб. соответственно, а также отказаться от запланированного повышения акцизов с 1 июля.

Во время прямой линии 7 июня Пезидент РФ Владимир Путин заявил, что рост цен на бензин в России произошел «из-за неточного регулирования». Принятые меры позволили стабилизировать цены на уровне 45 руб. за литр в июне, однако уже в середине октября цены начали приближаться к отметке 46 руб.

31 октября на совещании с ведущими нефтяными компаниями, которое провел вице-премьер Дмитрий Козак, договорились о заморозке оптовых цен на бензин в 2018 году и их возможной индексации в пределах прогнозируемой годовой инфляции. 

Дешевле не будет

Между тем вице-премьер Козак не считает ситуацию с нефтепродуктами кризисной, а также не видит предпосылок для существенного снижения цен на бензин при сложившейся конъюнктуре рынка. Об этом он заявил в интервью телеканалу «Россия-24».

«Нефть не подешевела еще до такой степени… Это может быть, если будет существенно перенасыщен внутренний рынок, если будет повышена конкуренция, когда будет борьба за потребителя. Пока в нашей стране сложившийся уровень добычи, уровень переработки, мировые цены на нефть не предвидят такого существенного снижения цен», – сказал Дмитрий Козак.

По его словам, решения, связанные со сдерживанием цен на внутреннем рынке, нужно принимать разумно и выбирать такие меры, которые не разорят нефтяников.
  
Впрочем, в правительстве не отказались от идеи обязать нефтедобывающие компании поставлять на внутренний рынок 17,5% добываемого сырья. 

По словам Козака, предложение обсуждается наряду с такими методами регулирования, как введение заградительной пошлины на нефтепродукты и разрешительного порядка экспорта, и является одним из рыночных методов сдерживания цен, которые применяются «во всех рыночных экономиках».

Снять с «ручного режима»

В дальнейшем правительство не намерено заниматься регулированием цен на нефтепродукты. «Чего мы не хотим, не будем делать, – это вводить госрегулирование цен на нефтепродукты. Сегодня рыночный механизм так или иначе состоялся», – сказал Дмитрий Козак.

Эксперты центра исследований проблем реальной экономики при Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова прокомментировали ситуацию на топливном рынке.

Так, по мнению Руслана Абрамова, заведующего кафедрой государственного и муниципального управления, предпосылок для существенного снижения цен на бензин в России нет, потому что нефть не подешевела до такой степени, а предложение на рынке топлива не превышает спрос.
 
«Кризиса на рынке топлива также нет, поскольку нет низких цен на нефть и бюджет не теряет доходы. Есть просто отдельные проблемы», – отметил Абрамов.

Доцент кафедры экономики Александр Тимофеев акцентировал внимание на дальнейшем отказе от ручного регулирования цен на нефтепродукты:

«Соглашение с нефтяными компаниями – краткосрочная (несколько месяцев) и вынужденная мера. Уверен, правительство скоро откажется от ручного регулирования цен на нефтепродукты. Также было правильное решение со стороны регуляторов не отказываться от идеи обязать нефтедобывающие компании поставлять на внутренний рынок 17,5% добываемого сырья, поскольку это один из рыночных механизмов, который применяются во всех экономиках».


Читайте новости там, где удобно: Twitter, Fb , Vk, Оk, Яндекс.Дзен.