И в этот момент мы понимаем, насколько важен для нас и незаменим этот ставший за век обыденным в своем постоянстве прибор – светофор.

Первым – слава

5 августа, по традиции отмечают его день рождения. Именно в этот день 1914 года в американском городе Кливленде была построена система из четырех светофоров, переключением красных и зеленых электрических сигналов которой управлял находящийся рядом в стеклянной будке полицейский.

Прибор спроектировал и запатентовал Джеймс Хог, но первым изобретателем светофора был не он. Его на два года опередил Лестер Вайр, житель Солт-Лейк-Сити. Именно он создал первый в мире электрический светофор с двумя круглыми фонарями красного и зеленого цвета, но не запатентовал его.

Привычный нам трехцветный регулировщик появился в 1920 году на улицах Детройта и НьюЙорка. Приборы одновременно, не догадываясь друг о друге, разработали Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис.

В Европу светофор пришел в 1922 году, его первым счастливым «обладателем» стал Париж. Там же 76 лет спустя появились первые светофоры уже с обратным отсчетом. Однако пальма первенства, безусловно, у англичан. 

[[gallery_2]]


И хотя электрический светофор в Вулвергемптоне был установлен лишь в 1927 году, его прототип – громоздкое сооружение на шестиметровом шесте с семафорными указателями и газовым фонарем с цветными (красным и зеленым) стеклами – в Лондоне появился почти на полвека раньше, 10 декабря 1868 года, у здания парламента.

Его изобрел специалист по железнодорожным семафорам Джон Пик Найт. Однако век прибора оказался недолгим: взорвавшись той же зимой и ранив управлявшего им вручную полицейского, он был демонтирован. С синим глазом У нас в стране первый светофор появился в Ленинграде: на Невском проспекте 15 января 1930 года. 

[[gallery_1]]


К концу того же года прибор установили в Москве, а затем он появился и у нашего ближайшего соседа, в Ростове-на-Дону. Советские светофоры отличались от американских и европейских.

Наши инженеры использовали принцип работы механических часов, где стрелка указывала не на время, а на цветное поле, обозначающее режим движения.

Позже, уже после замены стрелок на фонари, проводились эксперименты цветовой гаммой. Изначально вместо зеленого цвета применялся синий, расположение светильников было в обратном порядке: сверху синий, снизу – красный.

На Кубани первыми светофорами «разбогатели» жители Краснодара, и случилось это уже гораздо позднее, в 60-70-х годах прошлого века. Но к концу 80-х движение транспорта в Краснодаре регулировали уже более 200 светофоров.

Сегодня их в нашем городе 377, самые современные из которых установлены на перекрестках улиц Трамвайной и Селезнева, КПП хутора Ленина, Ближнего Западного обхода и ул. Средней. Они оснащены детекторами транспорта, которые обеспечивают гибкий режим работы приборов в зависимости от параметров транспортных потоков.

«Курьезы в сфере светофорного регулирования, как правило, для участников движения заканчиваются плохо, но вот заявки на выполнение ремонтных работ бывают смешными: так однажды, например, сообщая о неисправности прибора на перекрестке улиц Тургенева и Гагарина, нам написала женщина: «Я вышла из «Франции» (супермаркет – Авт.). У меня зеленый человечек не идет», – рассказывает главный инженер ГУП КК «СМЭУ» Вадим Мантель.


Количество и места установок светофорных объектов определяет департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации города. В ближайших планах, по словам главного инженера, строительство объектов на перекрестках улиц Северной и Энгельса, Каляева и Гагарина, и еще трех по ул. Восточно-Кругликовской, а также установка нового оборудования для светофоров на ул. Тургенева.

Хотели в нашем городе сделать и памятник светофору – светофорное дерево со множеством сигнальных огней на ветвях, аналогичное памятникам, установленным в Пензе и Лондоне. Но проект пока остался нереализованным, возможно, он – дело будущего.


Интересно


  1. Нужда в порядке передвижения карет, всадников и пешеходов назрела еще в Древнем Риме.

  2. Юлий Цезарь пытался ввести правила, регулирующие дорожное движение, но успеха они не имели.

  3. Traffic Light Tree в Лондоне состоит из 75 трехглазых регулировщиков.
  4. Светофорное дерево в израильском Эйлате – единственный регулирующий прибор во всем городе. В связи с отсутствием перекрестков там больше нет ни одного светофора.


Читайте новости там, где удобно: Telegram, Twitter, Fb , Vk, Оk.