11:34
17 Ноября 2019
В России заработал единый механизм биометрической идентификации в банках
Воскресенье
Ноя
17
2019

В России заработал единый механизм биометрической идентификации в банках

Мы уже привыкли отдавать голосовые команды навигатору, поисковой системе. А теперь упростятся и наши взаимоотношения с финансовыми учреждениями – уже почти месяц как в стране заработала система сбора биометрических данных.

Окей, банк!

Списки отделений банков, где с 1 июля 2018 года можно сдать биометрические данные, размещены на сайте системы bio.rt.ru и на сайтах банков – партнеров Единой биометрической системы.


Эти данные будут храниться в Единой биометрической системе, доступ к которой будет у финансовых учреждений, а разработчиком и ее оператором   является «Ростелеком».

После того, как все банки к ней подключатся, вам не нужно будет ходить в финансовые учреждения. Вы сможете открывать счета, вклады, брать кредиты удаленно, не вставая со стула.

«Для проекта выбраны два типа биометрии: голос и лицо, причем не по отдельности, а вместе, так как это позволяет определить «живого человека», а не имитацию его биометрических данных в цифровом канале, – прокомментировали в пресс-службе макрорегионального филиала «Юг» ПАО «Ростелеком».

– На сегодняшний день лицо и голос – самые распространенные и доступные для массового использования биометрические модальности, другие требуют специального считывающего оборудования.

Отпечатки пальца, которые многие используют для разблокировки смартфона, не могут применяться как решение для широкого круга пользователей из-за низкой чувствительности сканера и закрытого программно-аппаратного обеспечения вендора смартфона».

Конечно, сразу же возникает вопрос: предположим, человек сдал свою биометрию, а потом у него произошли изменения: он отпустил бороду или в результате болезни у него стал хриплым голос – что тогда, твои данные пошли насмарку?

«Изменения в виде бороды, очков, косметики не влияют на результаты идентификации. Серьезные изменения голоса в виде сильной охриплости или темные очки могут повлиять на процесс идентификации.

При критических травмах, вызвавших значительные изменения внешности, потребуется пересдача биометрических данных.

В целом, пересдача биометрических данных предусмотрена с периодичностью один раз в три года», – пояснили в пресс-службе макрорегионального филиала «Юг» ПАО «Ростелеком».

И рассказали о том, как будет происходить сам процесс.

Как это делается

Итак, вы решились сдать свои биометрические данные. Этот процесс для граждан будет совершенно бесплатным.

Для регистрации необходимо открыть счет в любом из банков, который подключен к единой биометрической системе.

Вы должны лично прийти в банк для открытия счета. Не забудьте взять паспорт гражданина РФ и СНИЛС.

Сотрудник банка поможет вам зарегистрироваться на портале Госуслуг (в Единой Системе Идентификации и Аутентификации – ЕСИА), если ранее вы не были в ней зарегистрированы.

После этого снимаются биометрические данные.
Система делает ваше фото и записывает голос, составляя из них биометрический контрольный шаблон.

Например, оператор в банке предложит вам прочитать цифры от 1 до 10 – несколько раз.

После того, как оператор убедится, что ваши данные соответствуют требованиям системы, они сразу же отправляются на единую платформу.

Все. Теперь вы сможете удаленно открывать счета и пользоваться услугами удаленно.

Новая цифровая свобода

Как пользоваться новым преимуществом, с использованием своей биометрии?

Для этого нужно будет зайти на сайт банка или его мобильного приложения и выбрать нужную услугу.

После этого нужно ввести указанные при регистрации на портале Госуслуг ваши логин и пароль, пройдя таким образом аутентификацию в ЕСИА. Далее пользователь включает запись камерой и микрофон и отчетливо произносит текст, предложенный системой.

Получившаяся запись отправляется на платформу, сравнивается с биометрическим контрольным шаблоном, и банк получает процент схожести полученного биометрического образца.

Если он признается достаточным, гражданин получает возможность удаленно пользоваться услугами финансового учреждения. Этап идентификации отнимает у пользователя не более одной минуты.

Что нам даст в перспективе возможность пользоваться своими биометрическими данными? Много чего. Фактически это уже другие отношения с государством, да и с бизнесом.

С банком можно общаться, сидя в шезлонге на морском побережье. А жители труднодоступных районов или маломобильные граждане вообще получают уникальную возможность жить полноценной жизнью и иметь доступ ко многим услугам.

Бизнес также готов использовать биометрию для автоматизации процессов взаимодействия с клиентами: для подтверждения возраста при совершении покупок, для подтверждения личности при переходе от одного оператора связи к другому, для реализации возможностей телемедицины, дистанционной выдачи и предъявления рецептов.

Один из концептов использования системы – быстрый бесконтактный проход посетителей в музеи с высокой посещаемостью.

Серьезный вопрос, который может всех волновать – это защита наших данных от мошенников. Ведь они тоже не дремлют.

Как уверяют разработчики системы, каждый идентификационный образец проверяется сразу несколькими биометрическими алгоритмами, что сводит на минимум риск обхода определенного решения.

Кроме того, биометрические данные (фото, запись голоса) хранятся отдельно от персональных (Ф.И.О., номер паспорта и т.п.), что нивелирует риск идентификации человека в случае утечки данных из какой-либо базы.

Каналы связи, по которым передаются биометрические данные, защищены с использованием отечественных криптоалгоритмов

Все внове

Что ж, надо сказать, что этот интересный проект пока в новинку не только нам, клиентам финансовых учреждений, но и самим банкам. Мы обзвонили больше десяти коммерческих банков нашего города с вопросом «Могу ли я сдать у вас свои биометрические данные?»

Такой вопрос еще пока вызывал легкое замешательство у большинства операторов банковских учреждений на другом конце провода. Некоторые долго выясняли информацию, без конца перенаправляли из одного отдела в другой либо просили подождать аж 10 минут до уточнения.

Мы также звонили в банки, которые уже официально объявляли о запуске биометрии, но получали такой ответ:

- Данная услуга оказывается только в Москве и то, она сейчас временно приостановлена.

И только в одном банке мне сразу четко и быстро сказали:

- Да, можете, без проблем. Приходите в наши отделения.

И назвали конкретные адреса.

Ура! Значит, дело движется не только в столице, но и у нас, в Краснодаре. Крупнейшие девять российских банков уже анонсировали новую услугу.


Читайте новости там, где удобно: Telegram, Twitter, Fb , Vk, Оk.