Пора решить, чего мы хотим Юрий Щербинин, архитектор:

В городе у нас 271 памятник архитектуры. Они охраняются государством, включены в реестр объектов культурного наследия и находятся на особом положении. Замечу, что только единицы из них отреставрированы, все остальные требуют работ по восстановлению: взять, например, мельницу Киор-Оглы на Северной, дом в мавританском стиле на Пушкина и многие другие исторические здания.
Огромные средства и усилия надо направить на то, чтобы привести их в достойный вид.
Однако сегодня предлагается к 271 памятнику добавить еще более 400 градоформирующих объектов. В историческом поселении краевого центра, в границах которого расположены эти здания, они будут иметь, по сути, тот же охранный статус, что и памятники архитектуры.
К сожалению, износ таких исторических зданий — до 70% и более, если их не реконструировать как снаружи, так и внутри, они долго не простоят. В этих зданиях нужно укреплять фундамент, менять перекрытия, оконные блоки и т.д. К тому же такие дома зачастую имеют во дворе пристройки гораздо позднего времени.
По каждому из них надо принимать отдельное решение. Для того чтобы город развивался, в том числе и в границах исторического поселения, мы должны определить: статус здания и его состояние, архитектурную ценность и техническое состояние. И главное, в каком виде это нужно делать.
В решении этой задачи накоплен большой мировой опыт, который надо использовать. В нашей мастерской разработан макет масштабной реконструкции территории исторического поселения краевого центра.
Разномасштабные по высоте одноэтажные здания, построенные в начале прошлого века, архитекторы предлагают частично сохранить, частично реконструировать, дополнив новыми строениями.
В результате улицы обретут единый комплексный градостроительный облик. Причем это касается не только центральной части города, но и других его кварталов. Мы должны решить сами для себя: чего мы хотим? Если мы хотим оставить город таким, как он есть, то можно ничего не делать. При этом он все равно будет меняться — спонтанно и хаотично. Поэтому нужно дать краевому центру идеологию развития, перспективу, интересное архитектурное решение.

Мыслить глобально, действовать локально Галина Полтавец, эксруководитель управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края:

Проблемами сохранности исторического наследия занимаются многие города России, но подходы при этом мы видим разные. В других городах выбрали исторические улицы и полностью их реставрировали, создали историческую среду.
Это, как правило, прогулочные зоны, в которых расширили пешеходную и сузили проезжую часть. Они действительно привлекательны для туристов: с маленькими тематическими кафе, сувенирными лавками и бутиками. Такие преобразования наиболее успешно произошли в малых городах России, не попавшие, в отличие от нас, в зону особого внимания инвесторов.
Сегодня, по результатам натурных исследований, территорию исторического поселения сократили в четыре раза. Но знаете, даже эти оставшиеся 93 квартала для меня очень спорны. Да, проектировщики провели огромную работу, однако в итоге выводы историков одни, а градостроителей — совсем другие.
Почему так получается? Да потому, что у нас это с одной стороны — историческая среда, а с другой — именно в ней живут обычные краснодарцы, которым вряд ли доставляет удовольствие хранить дух казачьей старины и жить без привычных в XXI веке удобств.
Историки говорят: этот объект надо включить в предмет охраны. А там пластиковые окна, крыша из металлочерепицы, пристроенное современное крыльцо. На проходящих обсуждениях просматривается тенденция к увеличению числа объектов, которые должны быть сохранены.
Однако следует честно признать: этим мы создадим проблемы как для развития города, так и для живущих в нем людей. Кому это, по большому счету, нужно? И будет ли это на пользу городу? Боюсь, что и дальше все будет идти, как шло: где-то тишком что-то будут сносить, потом застраивать, и вновь станут появляться диссонирующие объекты посреди исторических кварталов.
Мое мнение: должен быть жесточайший режим охраны для каких-то локальных территорий. И если мы оставляем фронт одноэтажной или полутораэтажной застройки, то тогда во дворах не может быть зданий трех — или четырехэтажных, потому что нарушим историческую среду. Я считаю: у нас есть улица Красная, которая должна быть сохранена максимально.
А это значит — реставрирована, освобождена от рекламных вывесок и перетяжек, от диссонирующих электропроводов и труб газопровода, от выкрашенных в разные цвета кусков зданий. Возможно (об этом говорят историки), в городе есть и другие места, где замечательно сохранилась историческая среда.
Хорошо, давайте определим — какие, и будем жестко, придав этим отрезкам достойный вид, охранять и их. Город должен очень серьезно подойти к этому вопросу — это его жизнь, его будущее.

«Кубань — вот наше ноу-хау» Василий Горбунов, заслуженный архитектор Кубани, председатель Черноморской организации Союза архитекторов России:

Самое главное, я считаю, и как житель Кубани, и как профессионал, — сохранить кубанскую идентичность. Если идентичность не будет сохранена, Кубани не будет. Будут туристические деревни с фольклорными ансамблями, но культура будет утрачена. И это даже не архитектурный вопрос — это вопрос политический.
Да, есть архитекторы-урбанисты, которые были бы не прочь зачистить все бульдозером — и возводить билдинги в 16-20 этажей. Разумеется, жить в трущобах никто не призывает, но можно жить в сохраненных памятниках, реконструируя территорию исторического поселения таким способом, чтобы в ней остался и бизнес, и жители, и общественные здания.
Нужна новая экономическая модель, а она реально есть, ведь все туристические страны живут именно за счет своих исторических поселений. В России механизм их создания был нащупан лет пять назад.
Есть отдельные удачные примеры: в Иркутске, Вологде, Казани, и нам нужно следовать им. Если Кубань пойдет по другому пути, она отбросит свою архитектуру лет на 20 назад. А нам нужно искать новую архитектуру, которая была бы кубанской, идентичной и одновременно современной.
Да, это тяжело, этому не учат в архитектурных вузах — как сшивать старое и новое, как деликатно относиться к историческому наследию, разбираться, что является объектом охраны, а что нет. Это очень тонкая работа. И в этом вопросе среди архитекторов нет единства. Моя позиция: сохранять наследие и смотреть в будущее.
Это наш, кубанский, казачий город, у Краснодара есть свое лицо, своя харизма. Она пока не предъявлена, она еще ждет своего часа. Вот где можно молодым архитекторам проявить себя! Не надо подражать немецкой, голландской архитектуре, итальянской — у них свое, у нас — свое. Кубань — вот наше ноу-хау.

Другое мнение: исторического поселения у нас нет Анатолий Мокроусов, заслуженный строитель РФ, главный архитектор края с 1983 по 2000 год:

Я убежден, что сохранять надо отдельные здания, какие-то отрезки кварталов в историческом центре, вместе с фоновой застройкой. Их-то и надо привести в порядок. На самом деле зданий, заслуживающих особо бережного отношения, осталось не очень много — большинство лучших образцов екатеринодарской архитектуры было утрачено в годы войны.
Я больше скажу: исторического поселения как такового в краевом центре нет, и не такой у нас большой город, чтобы всю эту территорию, которую позиционируем как историческое поселение, мы оставляли в неприкосновенности.

Важно

«При реновации исторических поселений сохранение наследия не является самоцелью, также как «превращение в музей», «замораживание развития» и «охраны ради охраны», но становится средством для интегрального взаимодействия культуры, территориального планирования и социально-экономического развития территорий». (Из Концепции по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристических возможностей на период до 2030 года. Министерство культуры РФ).

Евгений Первышов, мэр Краснодара: «Помимо строений, которые уже признаны памятниками архитектуры, в ходе работы по разработке предмета охраны исторического поселения определяются здания, у которых в настоящее время нет никакого статуса, но при этом они имеют значение для сохранения историко-градостроительной среды Краснодара».

Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk.