Наш город выпала честь представлять молодому специалисту школы № 5 Анне Шестаковой. В интервью «Краснодарским известиям» Анна рассказала об инструментах школьного психолога, как найти общий язык с ребенком и почему дети, порой, не хотят учиться.

Подобрать ключ к ребенку

[[tizer]]

— Анна Сергеевна, в чем главная задача педагога-психолога в школе?

– В обеспечении успешной социализации учащихся. Основное направление деятельности — диагностика и коррекционно-развивающие занятия. Потому что диагностика позволяет выявить проблемную зону, в которой имеет смысл поработать глубже. 

Инструментальная база огромна – диагностические методики для всех возрастов, в том числе для родителей и педагогов, развивающие игры. 

[[gallery_1]]

— Трудно найти общий язык с современным школьником?

– Все дети индивидуальны, поэтому по-разному, иногда легко нахожу общий язык, иногда тяжело – просто дольше времени уходит.

– Кто к вам чаще всего обращается за помощью – родители, обеспокоенные неуспеваемостью ребенка, или дети тоже приходят, рассказать о своих проблемах?

– Наверно, поровну. Поскольку дети любят общение, особенно ребята из начальной школы или даже 5-ого класса, им интересно получить новую информацию, они активные и любознательные. 

Подростки тоже обращаются, особенно те, кто испытывает потребность в новых знаниях, стоит перед выбором – остаться учиться в 10-11 классе или поступить в какое-либо учебное заведение. 

– И как родители относятся к роли психолога?

– Я должна обязательно познакомиться с родителями, потому что не имею права работать индивидуально с ребенком без их согласия.

[[gallery_2]]

Двадцать минут за чашкой чая

– Когда я училась в школе, никто о психологах не слыхивал, за помощью чаще всего обращались к классному руководителю. Как вы думаете, почему сегодня возникла необходимость ввести отдельную службу?

– Я сама часто задаюсь таким вопросом. На мой взгляд, связано это с занятостью родителей, которые не всегда готовы выслушать и уделить достаточно времени своему ребенку. Хорошо хотя бы двадцать минут попить вечером с ним чай, поговорить о себе и о нем. 

Так будет проще создать доверительные отношения. Потому что закрытостью и молчанием вы ничего от него не добьетесь.

– Существует ли возрастная категория, к которой психолог должен относиться более внимательно?

[[tizer]]


– У нас есть группа особенного внимания – группа риска. Это те дети, которые по результатам диагностики или по своему поведению вызывают мой дополнительный интерес. 

Например, подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних или обладающие сниженной жизнестойкостью, поэтому нуждаются в формировании сил для предупреждения суицидального поведения. Это обязательная работа, сегодня она очень остро стоит в крае и вообще в стране.

– Школьные психологи наблюдают определенную закономерность, которая отражается в школьной статистике по успеваемости: в начальных классах все идет хорошо, а вот после 5-ого года обучения успеваемость детей падает…

– Я такого не заметила. Потому что и в первых классах у малыша порой отсутствует мотивация – ребенок привык играть, ему сложно перестроиться, поэтому период адаптации затягивается. 

Большую роль играют родители, которые, возможно, не объяснили для чего ему нужно учиться, для чего нужна школа, как надо там себя вести и почему так, а не иначе. 

В 5-м классе у ребенка пропадает интерес, потому что устает, трудности добавляет тот факт, что теперь вместо одного учителя, предметы преподают много педагогов. 

Но постепенно все приходит в норму. В старших классах многие уже знают, куда хотят пойти учиться, ставят себе цели и начинают прикладывать усилия для их достижения.

— Думаю, если бы каждая мама вооружилась знаниями психолога, то меньше было бы ошибок в воспитании. Это правда, что у мам-психологов нет проблем со своими детьми?

– Это спорное преимущество. Мама-психолог может позволить многое ребенку в эмоциональном плане, он развивается творчески, но растет без рамок и может не так уж хорошо учиться. В общем, счастливый ребенок. Когда-нибудь у меня будет обязательно счастливый ребенок.

– Счастливый ребенок?

– Да, – тот, кто может свободно выражать свои чувства, свободно говорить и понимать другого человека.

[[gallery_3]]

В этом году конкурс проводился в 11-й раз. Его цель – повышение профессионального уровня и наиболее полная реализация творческого потенциала психологов в образовательных учреждениях Краснодара.

– В городском этапе краевого конкурса «Педагог-психолог Кубани – 2018» соревновались 34 педагога – психолога школ, гимназий, детских садов Краснодар, – рассказывает начальник отдела департамента образования Краснодара Татьяна Петрова. 

– Конкурсные испытания проходили в 4 тура. В первом туре «Технология работы педагога-психолога» – жюри оценивало вклад конкурсанта в развитие психолого-социально-педагогической службы образования Краснодара. 

Во втором туре «Визитная карточка «Я педагог-психолог образовательного учреждения» рассматривалась профессиональная и коммуникативная компетентность участников. 

Третий тур конкурса кейс-задание «Консультирование» – оценка уровня профессиональной компетентности педагога-психолога в консультировании, по результатам которого были выявлены 5 финалистов. 

На последнем этапе конкурса «Профессиональное мастерство» 5 финалистов представили групповое мероприятие с детьми (тренинг, коррекционное – развивающее занятие). 

Конкурс профессионального мастерства «Педагог – психолог Кубани» приобретает традиции, это праздник профессионального общения, источник ярких творческих идей и открытий.