Кто греет?

Острые вопросы, связанные с проблемами и перспективами развития теплоснабжения, часто поднимают и депутаты городской Думы Краснодара. По словам заместителя директора департамента городского хозяйства и ТЭК Юрия Донченко, в Краснодаре существует схема теплоснабжения, рассчитанная до 2032 года.

Она актуализируется каждый год. И на основании этой схемы поставщики тепла и горячей воды и воплощают в жизнь инвестиционные программы, которые согласовываются с департаментом городского хозяйства и ТЭК и ими же контролируются.

[[gallery_1]]

В Краснодаре теплоснабжение жилых массивов и объектов социальной инфраструктуры осуществляется ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» (Краснодарская ТЭЦ) и более чем 200 котельными разных форм собственности. Самыми крупными поставщиками тепловой энергии потребителям являются филиал АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго» и ОАО «Краснодар-теплосеть».

Часть работ по замене проблемных участков на теплотрассах проведена в ходе подготовки к зимнему отопительному сезону 2017/18 года. Отремонтированы участки сетей ТЭЦ – Комсомольский микрорайон, здесь уже несколько лет проводятся значительные работы по замене теплотрасс в направлении Комсомольского микрорайона. 

[[tizer]]

В частности, вместо устаревших трубчатых теплообменников установлены современные пластинчатые. Чем они лучше? Их КПД на 10-15 % выше, трубчатые теплообменники надежнее и гораздо компактнее.

А благодаря закольцовке сетей летом во время ремонтных работ у потребителей не отключают горячую воду. Реконструированы и модернизированы котельные, в том числе на Одесской, 40. 

Заменены участки теплотрасс в районе улиц Промышленной, Одесской, Таманской и др. Тепловики стараются работать на опережение. 

К примеру, на улице Тополиной планируется построить котельную (потому что район улицы П. Метальникова активно застраивается), – чтобы дома, строящиеся сегодня, к моменту сдачи в эксплуатацию могли бы быть подключены к котельной.

2018-01-30_09-31-07.png

Варятся в своем котле

На Кубани изношенность теплосетей на котельных достигает 70 %. Полностью заменить теплосети даже в отдельно взятом городе не получается из-за недостаточного финансирования. Один из выходов – сделать отрасль привлекательной для инвесторов. Вопрос: как? 

В нашем крае есть положительный опыт реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства в теплоэнергетике. 

Например, между администрацией края и АО «Газпром теплоэнерго» было подписано соглашение по привлечению частных инвестиций в реконструкцию и модернизацию систем теплоснабжения, в частности Армавира, Геленджика, Кавказского и Туапсинского районов.

[[tizer]]

Чтобы реализовать соглашение, теплоэнергетический комплекс Армавира, Геленджика, Кропоткина и Туапсе передали в аренду филиалам АО «Газпром теплоэнерго». В свою очередь, филиалы компании провели модернизацию. 

Итог концессии: строительство двух котельных мощностью по 21,8 МВт в Армавире, котельная мощностью 3,5 МВт в посёлке Новомихайловском Туапсинского района и др. Скорее, эти примеры – исключение из правил, чем норма. 

Потому как есть проблемы, которые не позволяют концессионерам реализовывать проекты, ведь главная цель инвесторов – это возврат инвестиций.  

Теплая, но «голая»

Тепломагистрали без изоляции – головная боль Краснодара. И хотя работа в этом направлении ведётся, сказать, что проблема полностью решена, нельзя. К примеру, все, кто хоть раз проезжал посёлок Белозерный, могут в этом убедиться сами.

По словам начальника отдела энергосбережения департамента городского хозяйства и ТЭК Сергея Мысака, масштабно такая работа ведётся в Краснодаре с 2014 года, когда от депутатов городской Думы получили дополнительный перечень из 80 объектов:

[[tizer]]

«С 2015 года в Краснодаре отмечается положительная динамика выполнения работ по восстановлению теплоизоляционного слоя тепловых сетей.

Однако в третьем квартале 2017-го наблюдается спад работ по восстановлению теплоизоляционного слоя воздушных тепловых сетей из-за отсутствия необходимых материалов.

Сейчас изолируют теплотрассу в посёлке Белозерном. Кстати, такая работа была проведена в Краснодаре в прошлом году в рамках масштабного благоустройства по подпрограмме «Формирование современной городской среды».

Правда, не в тех объёмах и масштабах, в которых нуждается Краснодар. И, тем не менее, на благоустраиваемых в 2017-м территориях сделали изоляцию в общей сложности 4 160 погонных метров. Вливания в трубу Городская проблема. Решить проблему износа теплосетей в целом по стране пытаются не первый год. 

Как планируют изменить эту ситуацию в Краснодаре?

[[tizer]]

Текущий ремонт тепловики выполняют за счет тарифа, который для них утверждает РЭК – департамент цен и тарифов края. Тарифы, в том числе на теплоснабжение, утверждаются с календарной разбивкой. 

В целом решения принимаются на основе прогноза социально-экономического развития. Затем это все «умещают» в индекс совокупного платежа граждан.

На сегодня индекс, установленный в Краснодарском крае, составляет 4 процента. В соответствии с этими параметрами и принимаются тарифы.

ЦИТАТА:

Мэр Краснодара Евгений Первышов:

[[tizer]]

«Городские тепломагистрали серьезно изношены. Нам необходимо перейти от бесконечного «латания дыр» к системной работе по плановому ремонту городских теплотрасс, чтобы максимально исключить аварийные ситуации. 

Необходимо разработать программу их поэтапного ремонта подобно тому, как это сделано в отношении ремонта дорог краевого центра.

Долгосрочный план по ремонту теплотрасс должен иметь существенную инвестиционную составляющую и учитывать превентивный ремонт наиболее проблемных участков».