Продолжая традиции Театра на Таганке

В залах собраны семейные фотографии Владимира Высоцкого, видеокассеты, личные письма, пожелтевший альбом с подшитыми страницами стихов в машинописном варианте. Все экспонаты передали в фонд музея двоюродная сестра Ирэна Высоцкая, бывший директор Театра на Таганке Н.Л. Дупак, поклонники и друзья поэта. Автор экспозиции  – Михаил Леонидович Сердюков, создатель Дома творчества в рамках проекта «Аллея Российской Славы».

А ещё на стене можно увидеть автографы, оставленные известными актёрами в свой приезд в кубанскую столицу.

«Это традиция родилась в Театре на Таганке, где служил Высоцкий. Стены кабинета директора Юрия Любимова были исписаны известными людьми, посещавшими спектакли, – рассказывает экскурсовод Наталья Козырева. – Мы эту традицию продолжили. И на штукатурке напутственные слова оставили Лариса Лужина, Людмила Хитяева, Дмитрий Певцов, Вениамин Смехов и Василий Лановой».

[[gallery_1]]

Побег на самолёте

В одном из залов стоит лакированный стол, за которым Владимир Семёнович наверняка слушал рассказы фронтовиков, частенько заходивших в дом дяди, Алексея Высоцкого, в Москве.

«Есть захватывающая история о подвиге лётчика Михаила Девятаева, который 8 февраля 1945 года совершил побег из фашистского плена… на самолёте, проходившем испытания, – продолжает Наталья Козырева. – Эта история интересна ещё и тем, что дядя, Алексей Высоцкий, первый поднял эту тему в своем документальном фильме».

[[gallery_2]]

На полигоне Пенемюнде, располагавшемся на острове Узедом в Балтийском море немцы испытывали первые баллистические ракеты «Фау-1» и «Фау-2» . В систему полигона также входил концентрационный лагерь.

Там-то и содержался советский лётчик-истребитель Михаил Девятаев, человек, который совершил невозможное: за 21 минуту он справился с бомбардировщиком «He-111», на борту ещё находились его десять товарищей. В составе этой группы был родной дядя Михаила Сердюкова – основателя краснодарского Дома творчества Высоцкого. 

[[gallery_3]]

Операция «запись племянника»

На столике возвышается домашняя звукозаписывающая аппаратура с пластмассовыми катушками, недавно пополнившая фонд музея.

«Дядя работал в Центральном доме техника Министерства речного флота и там в 1962 году записал первые песни Высоцкого», – отмечает экскурсовод.

А происходило это так. В помещении «речной» киностудии находились два огромных профессиональных магнитофона МЭЗ, затем кто-то принес магнитофон «Романтик», к которому подходил супердорогой (три на всю Москву) немецкий микрофон.

Так, без шума, Алексей Владимирович готовил операцию «запись племянника». По старой военной привычке он приходил на работу рано и однажды утром принес с собой три пластмассовые катушки с пленкой, попросив тут же, в его присутствии, перекопировать. Но катушки не подошли к профессиональной аппаратуре.

Разразился скандал, который вскоре был благополучно разрешен: в дело вмешался опытный звукооператор, и на скорости 38 метров в секунду записали первый «мастер» (оригинал для копирования). А через день у дверей появился и молодой автор-исполнитель.

[[gallery_4]]

Немного смущаясь (дяди на работе не было), он сообщил о цели прихода: скопировать кассету. Звукооператор с приятелем-ассистентом охотно выполнили его просьбу.

В следующей экспозиции встречаешь утепленные ботинки, перчатки и рюкзак-пузырь. Горы – особая тема в творчестве Высоцкого, вспомнить хотя бы песни «Скалолазка моя», «Песня о друге», «Прощание с горами». Эту экипировку использовала киносъемочная экспедиция, работавшая над фильмом «Вертикаль», а передали в наши дни сотрудники альпинистского музея в Тегенекли (Приэльбрусье).

По словам работников музея, самые интересные мероприятия, посвященные памяти поэта, актёра, композитора и гражданина Высоцкого, пройдут всубботу, 27 января. Гостей в Доме творчества ожидает презентация юбилейного выпуска новой книги «На грани подвига, на грани смерти», (автор Алексей Высоцкий, составитель Ирэна Высоцкая) а также музыкальный спектакль-экскурсия.  

Высоцкий о своей роли Гамлета:

«…Гамлет – любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз на пределе. Иногда кажется: нет, это в последний раз, больше не выдержу…

[[gallery_5]]

Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть – себя. Но какой же это был трудный путь к себе!»

Тема войны в поэзии Высоцкого

Из воспоминаний Семёна Владимировича Высоцкого:

«Сам Володя говорил, что эта тема в его стихах и песнях подсказана не только воображением, но и рассказами фронтовиков. Кто же они, эти люди? Считаю, что серьезный интерес к военным событиям пробудил в Володе мой брат – подполковник Алексей Владимирович Высоцкий.

На его груди семь орденов, из них три – Красного Знамени. При каждой встрече сын ни на шаг не отходил от «дяди Лёши»… В Германии и потом в Москве к нам приходили мои друзья. Володя слушал наши беседы серьезно, вдумчиво.

Потом цеплялся с вопросами к «дяде Лёне», «тёте Шуре»… Маршалу авиации дважды Герою Советского Союза Николаю Михайловичу Скоморохову Володя посвятил «Балладу о погибшем лётчике».

[[gallery_6]]

Интересно знать

Из анкеты Владимира Высоцкого, заполненной 28 июня 1970 года.

  1. Любимый художник, картина: Куинджи, «Лунный свет». 2
  2. Что такое, по-твоему, дружба: когда можно сказать человеку все, даже самое отвратительное, о себе.
  3. Любимые черты в характере человека: одержимость, отдача (но только на добрые дела).
  4. Отвратительные качества человека: глупость, серость, гнусь.
  5. Чего ты хочешь добиться в жизни: чтобы помнили, чтобы везде пускали.
  6. Что бы ты подарил любимому человеку, если был бы всемогущ: ещё одну жизнь.
  7. Что бы ты сделал в первую очередь, если бы стал главой правительства: отменил цензуру.