Скандалы, недопонимание — примерно так гости города реагируют на предписание об обязательном 14-дневном карантине. Начальник отдела по вопросам в сфере охраны здоровья граждан администрации кубанской столицы Светлана Харламова рассказала «КИ», что такое очаги и сколько человек может заразить один инфицированный. 

Чтобы вирус не пошел в народ

— Светлана Александровна, вы на каждом заседании городского оперативного штаба докладываете мэру о новых случаях заражения коронавирусом, и в последние недели сообщали, что все они контактные, а не завозные. То есть новые заболевшие заразились от членов семьи, на работе или еще где-то, а не приехали уже инфицированными. Но на этой неделе диагноз COVID-19 подтвердился у нескольких гостей Краснодара, прибывших к нам из других регионов. Почему так важен карантин?

— Потому что это подтверждает правильность и эффективность принятых в крае санитарно-противоэпидемических мер по предупреждению распространения нового коронавируса. Обязательный 14-дневный карантин для всех прибывающих на Кубань граждан, в том числе местных жителей, «вылавливает» инфицированных, которые могли бы понести вирус дальше, в массы. 

— Сотрудники вашего отдела тесно работают с краевым управлением Роспотребнадзора, краевым минздравом и полицией, встречают поезда и самолеты на карантинных постах. Как приезжие реагируют на то, что им придется на две недели уйти на строгую самоизоляцию?

— Большинство — спокойно. Они без споров расписываются в получении постановления главного санитарного врача Краснодарского края об обязательном карантине. Но были гости, которые, узнав от нас о 14 днях изоляции, сразу же покупали билет домой и в этот же день покидали Краснодар. Есть и такие — их, правда, немного, — кого приходится отправлять на карантин с помощью полиции. 

— А туристы как-то объясняют цели своего приезда на Кубань в целом и в Краснодар в частности во время пандемии и карантина? 

— У некоторых действительно есть важная причина: например, больные родители, неотложные семейные вопросы, проблемы с бизнесом. Другие везут детей-школьников, у которых уже окончилась учеба, к бабушкам-дедушкам. Третьи приехали провести лето у себя «на даче» — многие жители других регионов имеют жилье в нашем крае. Но чаще всего путешественники объяснить цель своей поездки не могут или не хотят. 

Бессимптомных носителей вируса тоже лечат

— Вы всех приезжих размещаете в городских обсерваторах или кому-то разрешено проходить самоизоляцию по месту пребывания? 

— Нет, карантин можно проходить либо в домашних условиях (по месту регистрации), либо в обсерваторах, которые открываются на базе гостиниц. Поэтому человек, если у него имеется прописка в городе или крае, изолируется по указанному в паспорте адресу, сведения о нем передаются во все контролирующие органы. Остальные туристы, даже те, у кого в собственности дом или квартира на Кубани, но нет регистрации, размещаются в обсерваторе. 

— По какому принципу выбираются обсерваторы?

— В каждом муниципалитете края имеется список всех средств коллективного размещения, из них выбираются располагающие самым большим коечным фондом, чтобы в одном месте под присмотром врачей находилось как можно больше приезжих. В Краснодаре обсерваторов уже 8, это отели на 150-300 мест. Каждому прибывшему или семье предоставляется отдельный номер со всеми удобствами, трехразовое питание, они все время под присмотром медиков. Их проживание оплачивается из краевого бюджета. Единственное условие — покидать стены номера нельзя. На 10-й день пребывания в обсерваторе у пациента берется мазок на коронавирус, к окончанию срока карантина приходит результат. Если он отрицательный, человека выписывают. 

— Если во время прохождения обязательной самоизоляции у человека диагностируется COVID-19, но при этом клинических проявлений болезни нет и инфицированный прекрасно себя чувствует — его все равно лечат? 

— Да, конечно. За ним наблюдает врач, человек принимает противовирусные средства. Это относится как к пациентам обсерваторов, так и к тем, кто находится на самоизоляции после возвращения домой из другого региона или контактировал с больным. Если же у человека имеется ряд хронических заболеваний, то его госпитализируют в стационар даже с бессимптомной формой течения болезни. 

«Потушить» очаг 

— Были случаи, когда вернувшиеся из поездки краснодарцы оказывались больными и заражали свои семьи? 

— Да, и таких немало. Недавно 20-летний студент приехал домой к родителям в Краснодар по окончании учебы в университете Санкт- Петербурга. Он также получил постановление главного санитарного врача края на самоизоляцию и отправился домой. Но уже на следующий день у него резко поднялась температура, парня доставили в больницу, где диагностировали новый коронавирус. Через три дня заболел его отец, еще довольно молодой мужчина, но в более тяжелой форме — с двусторонней пневмонией. Через неделю COVID-19 проявился у мамы. Слава богу, что все члены семьи ушли на самоизоляцию в день приезда сына домой. Иначе вместо одного очага инфекции мы могли бы получить десяток, а то и больше. 

— А что такое очаг? 

— По сути, это инфицированный человек. Для врачей очень важно, чтобы вирус от него не передался другим людям или, по крайней мере, не вышел за пределы домашнего очага, то есть остановился на членах семьи и не стал распространяться дальше. Но, к сожалению, это не всегда возможно. Как уже было сказано выше, человек может быть носителем COVID-19, но не подозревать об этом и заражать окружающих. В Краснодаре на сегодняшний день насчитывается около 80 очагов, из них 6 — в рабочих коллективах, где заболело несколько десятков человек. 

— Что происходит, когда обнаруживается такой очаг?

— Проводится большая работа по его локализации, выяснению круга общения инфицированного с целью установить его контакты и вовремя предупредить их о необходимости самоизоляции. Иначе цепочку заражения не прервать. Самые тяжелые случаи, когда заболевший не может определить, от кого он мог заразиться: на работу он не ходит, живет один, в командировках последние две недели не был, ни с кем не общался. В этом случае инфицирование, скорее всего, произошло в общественном транспорте или магазине, но обнаружить источник вируса, то есть очаг, мы уже не можем. 

Без резких скачков 

— Вы уверены, что люди, которым предписана обязательная 14-дневная изоляция, не нарушают ее? 

— За этим следят рабочие группы администраций внутригородских округов, специально созданные мобильные отряды самоконтроля, в которые входят сотрудники правоохранительных органов, казачьих обществ и общественных организаций. Они в любой момент могут позвонить человеку и попросить посмотреть в окно или выйти на балкон, чтобы удостовериться, что он находится дома. Эти люди не могут покидать дом даже для того, чтобы мусор вынести или в аптеку сходить — их обеспечивают всем необходимым волонтеры. В первый же день карантина у них берется анализ на коронавирус, каждый день их посещает врач, проводит осмотр. Если второй анализ показывает отрицательный результат, человеку выдается справка о том, что он здоров и не представляет угрозы для окружающих, и на 15-й день карантин снимается. 

— Светлана Александровна, можно ли сказать, что сегодня в краевом центре ситуация с COVID-19 стабилизируется? 

— Безусловно, да. Хотя график новых случаев заражения все еще напоминает волну — то чуть ниже, то чуть выше, — все же резких всплесков заболеваемости у нас нет и не было. Меры, которые вовремя были приняты краевыми властями для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, сыграли важную роль в недопущении распространения вируса от больного человека к здоровому. Количество заболевших не растет, а это самый главный признак стабилизации ситуации.