11:34
20 Октября 2019
Не нужны мне звонки и линейки: возможно ли обучение вне стен школы?
Воскресенье
Окт
20
2019

Не нужны мне звонки и линейки: возможно ли обучение вне стен школы?

Буквально на днях Герман Греф в очередной раз высказался против школьной системы образования, заявив на заседании Восточного экономического форума, что существующий процесс обучения «убивает всяческое желание учиться». По мнению банкира, люди из школы выпускаются «с инвалидностью» - привычкой к системе оценивания, в отсутствие которой учиться, а позже и работать, не способны.

Фото: Юлия Симатова
Фото: Юлия Симатова

Выбор будущего


Когда-то отдавали детей в подмастерья, считая обучение ремеслу лучшим гарантом заработка на кусок хлеба. Позже образование доверили государству, подразумевая, что оно само позаботится о своих юных гражданах и даст им знания, необходимые для успешной деятельности во имя общего благополучия.

Сегодня возможности образования обширны и школой не исчерпываются, и некоторые родители, сомневаясь в силах классической школы, предпочитают формировать знания и умения своего ребенка самостоятельно.

И необязательно при этом учиться во вторую смену, обходя после школы репетиторов по нужным предметам – усталость успеха не приносит, а здоровье от перенапряжения уходит быстро.

Во-первых, школы, помимо очного обучения, предусматривают еще и очно-заочное и заочные формы, а, следовательно, освобождают детей от обязательного посещения занятий. А во-вторых, существует семейное обучение (хоумскулинг или анскулинг), подразумевающее вольный выбор родителями систем и программ образования ребенка вне школы.

Захотел и сделал


Рита сейчас студентка одного из ведущих вузов Москвы. Ее счастливому поступлению предшествовали два непростых года подготовки к ЕГЭ, которые она, по настоянию родителей, провела, практически не посещая школу.

- Я очень уставала на занятиях и к репетиторам приходила без сил, а ведь углубленные знания я получала именно у них. Мне родители посоветовали перевестись на заочное отделение и сконцентрироваться на предметах ЕГЭ. Я так и сделала, - рассказывает она.

Девушка записалась на занятия в образовательный центр «Юниум», продолжала ходить к репетиторам, вдобавок самостоятельно изучала онлайн-лекции преподавателей столичных вузов по смежным темам.

Золотую медаль Рита не получила, хотя, по ее словам, могла бы. Зато сдала на высокие, свыше 90, баллы ЕГЭ и поступила в желанный вуз. При этом ее жизнь была ограничена в развлечениях, но тем не менее в ней находилось время для прогулок, праздников с друзьями, поездок на отдых с родителями.

Пятиклассница Настя живет в одной из удаленных станиц нашего края, но каждые выходные ездит в Краснодарский центр Бернулли для занятий математикой. По словам ее мамы, станичная школа не дает достаточных знаний, чтобы поступить в московский вуз, где уже получил образование ее старший сын, а сейчас учится средняя дочь.

За летние каникулы, пока остальные дети отдыхали, Настя не только побывала в Летней школе математики центра Бернулли, но и окончила соответствующий возрасту электронный курс «Домашней школы Фоксфорда», решив в том числе порядка сотни дополнительных задач. Сейчас уровень ее знаний превышает стандартный, причем не только станичных, но и столичных школьников. Но главное достижение девочки - стойкий интерес к получению знаний и вкус к достижению побед.

Большой секрет для маленьких


Почему ребенок в школе, даже если и ставит себе цели, зачастую их не достигает, а посещая дополнительные занятия вне школы, показывает высокую мотивацию к занятиям и результат?

- У нас совершенно иной подход к обучению. Нам важно, чтобы преподаватель не только знал и любил свой предмет, но и сам был харизматичной личностью, способной увлечь детей своим предметом и передать им знания. У нас очень жесткая, трехступенчатая система их отбора: мы кандидатов тестируем, обучаем, экзаменуем и только потом принимаем решение о сотрудничестве, - рассказывает Николай Соловьев, руководитель сети образовательных центров «Юниум». - Возрастных учителей в нашем центре нет, самому «старому» - 35 лет, а в основном преподает молодежь: вчерашние выпускники с небольшим стажем, те, кого не устроила работа по школьной системе с бумажками и отчетами, и изредка аспиранты.

А потому атмосфера занятий в центре совсем иная, свободная и непринужденная. Дети чувствуют себя на одной волне с преподавателями и раскрываются. Занятия ведутся по углубленным программам, разработанным методистами «Юниума». Они длятся три академических часа, в течение которых учитель успевает со всеми поработать, всех опросить и каждому оказать поддержку.

- Каждый приходит на занятия со своими целями: кому-то надо ЕГЭ написать на 100 баллов, а кому-то просто преодолеть порог аттестации. Наши выпускники получали на экзаменах и 98 баллов, и с наших шести тестовых поднимались до 75 баллов в школе, - гордится успехами учеников Николай Соловьев. - Если ребенок посещает все занятия и выполняет все домашние задания, то в школе он гарантированно повышает свою оценку как минимум на один балл, а то и на два-три.

Не один в поле воин


И таких принципов придерживаются многие образовательные центры. Необычный метод обучения предлагает школа английского языка Helen Doron, где дети от трех месяцев и подростки до 19 лет учат английский как второй родной язык – с удовольствием погружаясь в игры, творчество, создавая собственные и командные проекты, мюзиклы, театральные постановки, участвуя в квестах и научных экспериментах. Занятия с первого момента проходят полностью на английском языке, позволяя естественным образом осваивать грамматику и развивать правильное произношение.

Моя дочь, например, закончила там три годовые программы. Зайдя в класс на первый урок английского языка в школе, сразу обратилась к учителю на английском, чем ее немало смутила. И была очень разочарована, когда в первом задании на дом их обязали половину алфавита выучить наизусть.

С тех пор прошло четыре года, и на свой первый урок английского в школе пошла мой вторая дочь. И что, вы думаете, ей задали на дом? Конечно, учить алфавит наизусть. Куда я побегу искать учителя?

Впрочем, за новыми знаниями можно даже не выходить из дома. Например, в помощь анскулерам (детям, которые обучаются без программы и аттестаций, следуя в познании мира возникающим у них вопросам и находя ответы в игре, творчестве, путешествиях и общении) ведет онлайн-уроки «Домашняя школа Фоксфорда». В ее основе – авторские программы преподавателей лучших специализированных столичных школ для детей разных возрастов. Проходят они в щадящем дневном графике, а вместо оценок ученики получают «очки опыта».

Обратная сторона



Тем не менее многие родители, переведя ребенка на домашнее обучение, потерпели крах: у ребенка так и не появилось желания заглянуть в учебник, а у родителей – времени «стоять у него над душой».

- Когда моя дочка в начальной школе находилась на домашнем обучении, я очень старалась: находила самые интересные учебники и видеокурсы, составила тесты и пособия в надежде, что она заинтересуется и начнет сама упорно заниматься. Но случилось иначе - мне приходилось все время контролировать ее занятия, постоянно выступать в роли учителя. И когда она наконец пошла в школу, я вздохнула с облегчением и нашла в этом много плюсов. Например, у дочери появился опыт публичных выступлений и умение адаптироваться в социуме, - рассказывает мама одиннадцатилетней Карины Марина Коврина.

Прежде чем решиться пускаться в свободное плавание, стоит оценить все свои возможности, включая финансовые - занятия в образовательных центрах и школах стоят немалых денег (например, оплата занятий только по одному предмету в среднем обходится в 5000 рублей в месяц). А также временные (одному из родителей необходимо целый день уделять внимание ребенку) и интеллектуальные (степень образования и интеллекта пап и мам должна как минимум соответствовать уровню школьных учителей).

А если таких возможностей нет, то стоит вспомнить, что многим вашим успешным друзьям, как, впрочем, и вам, и обычная средняя школа дала билет в жизнь, и он оказался достаточно счастливым.

Читайте новости там, где удобно: Instagram Twitter, Facebook, Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.